7 января какой праздник православный

Рождество Христово
день примирения, доброты, миролюбия

(25 декабря по старому стилю)

7 января какой праздник православный

Рождество — праздник тихий, домашний, спокойный.

Это праздник духовный. За столом собираются только члены семьи и самые близкие друзья.

Согласно ветхозаветным пророкам, Христос родился в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира. Первыми о его рождении узнали пастухи. Приняв всем сердцем эту весть, они отправились поклониться младенцу. Восточные мудрецы — волхвы, также уверовавшие во Христа, предприняли трудный путь к месту его рождения. Но были и такие, как царь Ирод, пожелавший смерти ему. Когда он понял, что его замысел найти младенца не осуществился, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Богомладенец, в котором видел претендента на царский престол. Так было погублено 14000 младенцев. Они считаются первыми мучениками за Христа.

Рождество Христово является одним из самых красивых и торжественных христианских праздников. Во всем христианском мире, в том числе и на Руси, Рождество всегда отмечалось с особым благоговением. В этот день повсюду стоят украшенные елки, символизируя евангельское древо, горят свечи, подобно тем, которые горели в вифлеемском хлеву. Во многих странах в рождественские ночи дети выходят на улицы с пением песен-колядок. Канун рождества именуется «сочельником». Вечер 6 января назывался также «коляды». Сочельник — это заключительный день Рождественского поста. Церковный устав предписывает в этот день строгий пост с полным воздержанием от пищи «до первой звезды», символизирующей рождественскую звезду, возвестившую волхвам рождество Христа. Название «сочельник» от слова «сочиво», так именовалось ритуальное блюдо, обязательное в этот вечер. Оно приготовлялось из макового или миндального «молока» смешанного с медом, и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы. Туда добавлялись целые или измельченные ядра грецких орехов, сладкого миндаля, растертого мака. Этим блюдом начиналась трапеза как в Рождественский, так и в Крещенский сочельник.

Сочельник в христианском мире считается исключительно семейным ужином. В этот день в доме царят покой, любовь и согласие. В старину стол посыпали сеном, затем постилали скатерть, в центре стола ставилось блюдо с сочивом и другие блюда. Достаточно было и напитков, как прохладительных, так и крепких. В храмах в эти праздничные вечерние часы шло торжественное богослужение.

В старые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Ведь считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное. Но желания обязательно должны быть добрыми.

Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы.

Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Святки — это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).

7 января какой праздник православныйГлавная рождественская служба проходит в храме Христа Спасителя в Москве (Фото: Irina Afonskaya, Shutterstock)

В ночь с 6 на 7 января православные России отмечают праздник Рождества Христова, который является праздничным нерабочим днем.

Как известно, русская православная церковь в начале 20 века не перешла с Юлианского календаря на новый Григорианский, вследствие чего календарь на 13 дней отличается от календаря, используемого остальными христианами. Рождество, как праздник в России, значительно отличается от своего аналога в остальном христианском мире.

Изначально Рождественские праздники были связаны со множеством народных обычаев, но они забылись, после того как в 1918 году празднование Рождества было запрещено.

Лишь в 1935 году советская власть вновь разрешила ставить и наряжать елки — правда, уже не рождественские, а новогодние. И звезды на верхушке ели стали по-советски пятиконечными. А ранее звезды были семиконечными и символизировали ту самую звезду, которая, согласно Евангелию, привела к только что родившемуся младенцу Христу волхвов.

Приблизительно то же самое произошло и с праздниками — Новым годом и Рождеством. Если до 1918 года Рождество отмечалось повсеместно, а Новый год был гораздо менее значимым праздником, то при советской власти они поменялись местами. Советский Союз оказался единственной страной в мире, где Новый год впитал в себя рождественские атрибуты, оставаясь при этом вполне советским праздником.

После распада Советского Союза обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался традиционным семейным праздником, в то время, как праздновать Рождество начала лишь часть населения страны, преимущественно православные верующие.

В последние годы, однако, все больше людей посещает в Рождественские праздники церковь, вспоминая религиозный смысл праздника. Сегодня большинство верующих в России отмечает Рождество 7 января, соблюдают предшествующий ему сорокадневный Рождественский пост и приходят в храмы, чтобы присутствовать на всенощном бдении в честь Праздника Рождества Христова. Так, главная рождественская служба в храме Христа Спасителя в Москве в последние годы собирает более 5 тысяч человек ежегодно. Главное богослужение страны возглавляет патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Другие праздники в разделе «Праздники России»

Cегодня 7 января (25 декабря по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

С 25 декабря до 5 января — святки (святые дни). Нет поста в среду и пятницу.

Рождество Господа Бога и спасителя нашего Иисуса Христа

Праздник Рождества Христова — один из дней, когда с наибольшей глубиной и радостью мы переживаем встречу с Богом.
Христианская Церковь ежегодно празднует великое событие Рождества Христова 25-го декабря (ст. ст.)

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. Святые отцы в своих писаниях именуют его началом и основанием для прочих праздников.

Празднование предваряет Навечерие или Рождественский сочельник — особая служба с чтением царских часов, на которых воспоминаются пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову. Рождественский сочельник — день строгого поста, им заканчивается предшествующий празднику Рождественский пост. Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво». Это — особое постное блюдо, которое готовят в этот день, иначе называемое кутьей и представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. По давней традиции в этот день не едят до появления на небе первой звезды — в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту Рождества Христова.

В рождественскую ночь совершается праздничная Божественная литургия. В самый день праздника Рождества верующие разговляются (вкушают не постную, а скоромную пищу).
Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы. Прославляя Божию Матерь, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.
Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Святки — это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).
13 января — отдание праздника Рождества Христова.

В день Рождества Христова воспоминается избавление Церкви и державы Российской от нашествия галлов (французов) и с ними двадесяти язык (20 народов) в 1812 г. Торжество победы над врагами видимыми нарочито соединено с торжеством победы над врагом невидимым.

Поклонение святых волхвов: Мельхиора, Гаспара и Валтасара.

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.
В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира. «Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. 2).
Но среди полночной тишины, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2, 11).

Иеромонах Иов (Гумеров):
В Православной Церкви не было специального прославления волхвов, принесших дары Младенцу Иисусу, однако их благочестие и любовь к Богомладенцу вызывают самое высокое уважение. В Минологии Василия II (976-1025 гг.) на день праздника Рождества Христова упомянуто событие: поклонение волхвов. У западных христиан в праздник Богоявления (6 января по григорианскому календарю) центральным событием является воспоминание явления звезды восточным волхвам или царям (по европейскому поверью они были царями) в момент рождения Иисуса Христа. Поэтому праздник Богоявления назван также Festum magorum (праздник волхвов), или Festum regum (праздник царей). День Крещения Господня (Baptisma Christi) отмечается в первое воскресенье после праздника Богоявления и завершает рождественский цикл. Имена волхвов (Каспар, Мельхиор и Валтасар) впервые встречаются у Беды Достопочтенного (672 или 673 – 27 мая 735).

О мудрецах, пришедших поклониться Богомладенцу, достоверно известно только из святого Евангелия: войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф.2:11). Они пришли с востока (2:1). Употребленное в тексте греческое слово магой обозначает персидских или вавилонских жрецов, мудрецов и звездочетов. Из какой страны были волхвы определенно сказать невозможно: скорее всего, из Персии или Вавилонии. В этих странах были известны мессианские ожидания иудеев благодаря пророку Даниилу, книга которого хорошо была известна как персам, так и халдеям.

Постепенно на тему о волхвах сложилась большая литературная традиция. Перед исследователями стоит непреодолимая трудность: отделить исторические элементы этой традиции от легендарных. Согласно преданию, впоследствии они стали христианами. Их крестил св. апостол Фома, который благовествовал в Парфии и Индии. Они стали проповедниками Евангелия. В западных преданиях говорится даже о рукоположении их св. апостолом Фомой в епископов. Говорится также о том, что их мощи были обретены св. царицей Еленой и положены в Константинополе. Позже при миланском епископе Евсторгии в 5-м веке они бы перенесены в Медиолан. В настоящее время золотой ковчежец с их мощами находится в Кельнском соборе.

Дары, которые волхвы принесли Младенцу Иисусу, бережно сохранила Божия Матерь. Перед Своим блаженным Успением она передала их Иерусалимской Церкви. Там они находились до 400-го года. Позже византийский император Аркадий перенес их в Константинополь и поместил в храме Св. Софии. В 1453 году пал Константинополь. В 1470 году дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария (Маро), которая была вдовой турецкого султана Мурата (Мурада) II-го (1404 — 1451) передала Дары Волхвов монастырю святого Павла, который до 1744 года был сербским. Несмотря на то, что она была женой султана, не приняла ислам и осталась до конца жизни христианкой. На месте, где стояла коленопреклоненная Мария, был поставлен крест, называемый Царицыным. В стоящей рядом часовне изображена встреча иноками этих великих святынь. Есть предание, что благочестивая Мария сама хотела внести Дары Волхвов в монастырь, но у стены обители, как когда-то царевну Плакидию в монастыре Ватопед, остановил небесный голос и напомнил ей, что афонский устав запрещает женщинам входить в обитель.

Дары Волхвов благоговейно хранятся в монастыре в нескольких небольших мощевиках: 28 небольших золотых пластин в форме трапеции, четырехугольника и многоугольника, украшенных изящным, филигранно выполненным, орнаментом. Это – золото, которое принесли волхвы Богомладенцу как Царю. Кроме этого хранится около 70 небольших, величиной с маслину, шариков ладана и смирны. Святыни эти сильно благоухают. Иногда происходит исцеление бесноватых.

2 января 2007 г.

Прпмч. Ионы и с ним 50 монахов и мирян в Трифоно-Печенгском монастыре шведами убиенные (1590).

Сщмч. Михаила пресвитера (1930).

7 января какой праздник православный

Здесь перечислены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова.

7 января какой праздник православный

А также в этот день 7 января:

© 2005—2020 Проект «Календарь событий»

Стоковые изображения от

Учредитель — ООО «Квантор»
Адрес учредителя: 198516 Санкт-Петербург, г. Петергоф, Санкт-Петербургский пр., д.60, лит.А, ч.п. 2-Н, оф.432, 434

Издатель —
ООО «МЕДИО»
Адрес издателя: 198516 Санкт-Петербург, г. Петергоф, Санкт-Петербургский пр., д.60, лит.А, ч.п. 2-Н, оф.440

По православному церковному календарю 7 января 2020 отмечают Рождество Христово — один из самых главных христианских праздников

Sputnik Грузия рассказывает о церковном празднике Рождество Христово, который празднует весь христианский мир.

Рождество Христово

По православному церковному календарю 7 января отмечают Рождество Христово — в этот день родился Иисус Христос — сын Божий.

Согласно Евангелию, Мария — мать Иисуса, и ее муж Иосиф пришли в Вифлеем из Назарета, выполняя приказ правителя Августа явиться всем на перепись населения.

Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в пещере, предназначенной для скота, так как все места в гостиницах Вифлеема были заняты в связи с переписью. Пресвятая Дева родила Сына Божьего в пещере, спеленала Богомладенца и положила в кормушку для скота — ясли.

7 января какой праздник православный

Первыми поклонились Богомладенцу пастухи – они узнали весть о рождении Спасителя мира от ангелов. Новорожденному Иисусу поклонились и древние мудрецы, достигшие Вифлеема, следуя за путеводной звездой.

В момент рождения Спасителя на небе засияла Вифлеемская звезда, которая, согласно восточным пророчествам, означала время пришествия в мир Сына Божьего – Мессии, которого иудейский народ ждал.

Волхвы принесли Сыну Божьему дары Востока — золото, ладан и смирну, которые имели глубокий смысл.

7 января какой праздник православный

В частности, золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть, так как смирной помазывали умерших в те далекие времена.

Традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю елку пришла с тех давних времен.

В церковном календаре Рождество Христово как отдельный праздник появился в IV веке. До этого Рождество Христово, которое соединялось с праздником Крещения, праздновали 6 января – этот праздник был известен под именем Богоявления.

Впервые Рождество Христово было отделено от Крещения в 337 году. Папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря, как дату Рождества Христова. Перенося праздник на 25 декабря, Церковь хотела создать противовес языческому культу солнца и предохранить от участия в нем верующих.

С тех пор весь христианский мир отмечает Рождество Христово 25 декабря, в том числе и православная церковь, но по старому стилю, то есть 7 января.

Армянская Апостольская Церковь составляет исключение – она по сей день Рождество и Крещение Господне отмечает 6 января как единый праздник Богоявления.

Материал подготовлен на основе открытых источников

  • 7 января какой праздник православный

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

7 января (25 декабря 2019 года по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Светлый праздник Рождества Христова. Завершение Рождественского поста, начало святок. Далее коротко расскажем об этом торжественном дне, главном среди великих двунадесятых праздников, по значимости и торжественности в православной традиции уступающем только Светлому Христову Воскресению — Пасхе Господней.

С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!

— эти слова пророка Исаии, ставшие одним из главных богослужебных песнопений сегодняшней Рождественской ночи, известны многим.

Но в чем же их главный смысл, помимо того, что и так очевидно: благоговейно-торжественного осознания нашего пребывания вместе с Самим Богом? Кто же такие эти «языцы», которым настоятельно рекомендуется уразуметь столь радостный для каждого христианина факт и покориться Господу?

Начнем издалека. Нет, не с предвечного Рождества Сына Божия, которое для всех нас является Тайной, но о котором тоже очень важно помнить, не забывая, что в эти зимние дни мы празднуем рождение Христа именно «по плоти», когда от Девы Марии, нашей Пресвятой Владычицы, вочеловечился Спаситель всего мира.

Миллиарды людей на нашей планете прекрасно знают: это произошло немногим больше двух тысячелетий назад в простой пещере, предназначенной для домашнего скота, в городе Вифлееме (ныне — небольшой арабский городок в многострадальном Государстве Палестина, а в те далекие времена — селение принадлежавшей Римской империи Иудеи).

Как и любое крупное государство, Римская империя во времена правления своего основателя Октавиана Августа (27 год до Рождества Христова — 14 год от Рождества Христова) регулярно проводила перепись населения. Так, во время одной из них и оказались в Вифлееме (месте, откуда происходил их род — род Царя Давида) юная Дева Мария и Ее названный муж, праведный старец Иосиф Обручник.

Оба они еще со дня Благовещения знали, кого носит во Чреве Пресвятая Дева, однако едва ли представляли, что Сын Всевышнего, Богочеловек, родится в скотских яслях, среди сена и соломы. Конечно, и знатоки Писания из иудеев ведали (еще от пророка Михея, жившего восемью столетиями ранее), что именно в Вифлееме родится Царь царей, но могли ли они представить, что это произойдет именно так?

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных

7 января какой праздник православныйФото: pravoslavie.ru

Рационально мыслящий человек никогда бы не извлек из подобных слов возможность смиренного самоуничижения Владыки мира. Напротив, иудеи ждали того, кто воцарится в Израиле в земной славе и покорит им все народы мира. Особенно это ожидание обострилось в годы, когда римляне покорили гордых потомков Авраама. И лишь немногие в ту великую ночь радовались Рожденному и славили Его. Первыми были простые пастухи, которым явился Ангел Господень и сказал:

Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове.

Ну а затем в лице восточных мудрецов-волхвов (в западнохристианской традиции их считают даже царями) свои колени перед Богомладенцем образно преклонили как раз «все языцы», то есть все народы языческого мира (пройдет не так много времени, и Христа уже в буквальном смысле примут, покорившись Ему, многие народы Евразии и Северной Африки):

Падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну

Земное служение Спасителя — далеко впереди. Мир еще не просвещен Его проповедью. Впереди и предательство одного из учеников, и Страсти Господни, и Его Распятие. И конечно, Воскресение Христово, ставшее главным Событием всей земной истории. А пока Царь царей — маленький и беззащитный. Как поется в кондаке сегодняшнего праздника — одном из его главных молитвословий:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Нам же, православным христианам, стоит, подобно простым пастухам и мудрецам-звездочетам, поклониться Богомладенцу, покориться Ему. А для этого нужно всего лишь прийти в храм на Рождественскую службу. Это можно сделать и ночью, и утром. Главное, не забыть подарки. Нет, не золото, ливан и смирну, а свои молитвы, покаяния, добрые мысли и дальнейшие дела. Ну а потом можно порадоваться и праздничному столу.

С праздником, православные! С Рождеством Христовым!

«Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися. »

Ссылка на основную публикацию