Христианские праздники: обрезание господне — храм — икона божией матери ­ неопалимая купина

14 января: Великий Церковный Праздник Обрезания Господня.
В этот же день, 14 января, день памяти учителя Церкви святителя Василия Великого.

Различные события земной жизни Иисуса Христа и Богородицы в Церкви отражаются в Великих праздниках. Их называют Великими двунадесятыми праздниками по их числу – двенадцать. Но два события из жизни Спасителя не вошли в это число: Пасха (величайший праздник) и Обрезание Господне.

Между двумя Великими праздниками – Рождества Христова и Крещения Господня незаметно, как звезда, слабо различимая при свете солнца, стоит праздник Обрезания по плоти Господа Иисуса Христа. У него даже нет ни предпразднства, ни попразднства, всего лишь один только день, и среди верующих он известен не настолько хорошо, как любой из других Великих церковных праздников.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ

По прошествии восьми дней после Рождества Христова, которое произошло в Вифлиемской пещере, Святая Мария и Ее обручник Иосиф пришли в Иерусалимский храм с Младенцем. Они должны были исполнить обязательный иудейский обряд – обрезание крайней плоти. По закону, при обрезании, Младенец получил имя Иисус. В переводе с еврейского, Спаситель (Иисус — греческое слово от еврейского) — Иехошуа (или сокращенно Иешуа, Иешу), что значит «Бог Спаситель». Это имя Ему дал архангел Гавриил еще при Благовещении Деве Марии.

Христианские праздники: Обрезание Господне - Храм - Икона Божией Матери ­ Неопалимая Купина

После этого ритуала обрезания Младенец стал официально считаться полноценным потомком Авраама, Он получил право быть настоящим Мессией для соплеменников и наставлять их. А в Церкви этот праздник стал называться Обрезание по плоти Господа Иисуса Христа. В этот день прославляется и наречение чудодейственного имени.

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДНЯ

Самому обряду обрезанию, который исходил из Божиего завета Аврааму, уже много веков. В Библии об этом завете говорится так:

«Обрежется от вас всякий мужеск пол, и обрежете плоть крайнюю вашу. И будет в знамение завета между Мною и вами. И младенец осми дней обрежется вам… И будет завет Мой на плоти вашей в завет вечен. Необрезанный же мужеский пол, еже не обрежет плоти своея крайния в день осмый, погубится душа та от рода своего: яко завет Мой разори» (Быт. 17:10 — 14).

Крайняя плоть считается очагом страстности, а ее обрезание символизирует непорочную жизнь и свержение греховности для тех, кто хочет жить по Божеским заветам. Обрезанием символизируется утверждение любви к Богу, преданость Ему и, если это необходимо, готовность принести себя и свою жизнь в жертву Господу.

Спаситель пришел к людям, чтобы установить Новый Закон и Новую Церковь. Но, чтобы люди поверили Ему, необходимо было соблюсти Ветхий Закон.

Тот, кто устанавливает законы и следит за их выполнением, сам должен быть образцом для их исполнения. В жизни мы, конечно, часто видим обратную картину – закон выполняется только там, где выгодно, а если нет – придумываются новые правила.

Иисус Христос, сразу же после рождения, выполнил первое священное действие – обрезание. Закон был исполнен!
Богочеловек показал нам пример подчинения законам для нашей же пользы. Вряд ли кто захочет подумать, что Иисус Христос имел необходимость совершать какой-либо религиозный ритуал. Но без исполнения основ, Отец новой Церкви не имел права требовать от своих последователей настоящей веры.Христианские праздники: Обрезание Господне - Храм - Икона Божией Матери ­ Неопалимая Купина

Таким образом, Спаситель «ветхого» человека делает его «новым», а Новый Завет зарождается из Старого. Поэтому праздник Обрезания Господня стоит именно после Рождества не столько из-за того, что этот обряд проводится на восьмой день, а больше по смыслу цепочки событий: прежде всего Рождение, затем подтверждение начала Служения людям (Обрезание), а потом – Крещение.

«Не постыдился Всеблагой Бог плотским обрезанием обрезаться, но Самим Собой показал образ и начертание спасения: Творец закона — закон исполняет».

МОЛИТВОСЛОВИЯ В ПРАЗДНИК ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДНЯ

Стихира празднику Обрезания Господня

Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас.

Тропарь, глас 1

На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоя Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3

Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный Божественный таинник Христов Василий.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея законное обрезание.

Источник: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/obrezanie-gospodne/

Основные христианские праздники

Благовещение Пресвятой Богородицы — праздник, связанный с христианским преданием о том, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии «благую весть» о грядущем рождении у Нее Божественного Младенца. Отмечается 25 марта (7 апреля).

Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздник в память вступления трехлетней Марии в Иерусалимский храм, куда Она была отдана родителями на воспитание. Отмечается 21 ноября (4 декабря).

Вознесение — праздник в честь вознесения Христа на небо. Празднуется на 40-й день после Пасхи.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — праздник в честь въезда Христа в Иерусалим. Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой.

Крестовоздвижение — праздник посвящен событиям IV в., когда святая Елена нашла в Иерусалиме Крест Господень. Отмечается 14 (27) сентября.

Крещение Господне (Богоявление) — праздник в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. Отмечается 6 (19) января.

Обрезание Господне — отмечается 1(14) января.

Пасха — главный христианский праздник в честь воскресения распятого на кресте Христа. Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому стилю.

Покров Пресвятой Богородицы — праздник в память явления в X в. во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, которая распростерла свое покрывало над христианами, тем самым благословив их на победный бой с сарацинами. Отмечается 1 (14) октября.

Преображение Господне — праздник в честь преображения Иисуса Христа, явившего ученикам незадолго до Голгофских страданий свою Божественную природу. Отмечается 6 (19) августа.

Рождество Иоанна Предтечи — отмечается 24 июня (7 июля).

Рождество Пресвятой Богородицы — праздник в честь рождения Девы Марии, матери Христа. Отмечается 8 (21) сентября.

Рождество Христово — один из главных христианских праздников, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря, православные церкви отмечают этот праздник 7 января (по григорианскому стилю).

Сретение Господне — праздник в честь встречи (сретения) пра-иедником Симеоном Мессии — ребенка-Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2 (15) февраля.

Троица (русское название дня Пятидесятницы) — праздник в честь сошествия Святого Духа на апостолов. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи.

Успение Богородицы — праздник в память кончины Девы Марии. Отмечается 15 (28) августа.

Основные христианские посты

Пост — воздержание на определенный срок от всякой пищи или ее отдельных видов (особенно мяса). Каждый православный должен поститься по средам и пятницам в течение всего года, в крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоанна Крестителя, в праздник Воздвижения Креста Господня. Также существуют 4 многодневных поста

Весенний (Великий) — начинается с первого понедельника после Масленицы и продолжается вплоть до Пасхи.

Летний (Петров) — начинается в первый понедельник после Духового дня и оканчивается 29 июня (12 июля), в день святых апостолов Петра и Павла.

Осенний (Успенский) — 15 дней перед праздником Успения.

Зимний (Рождественский или Филиппов) — начинается с 15 (28) ноября и длится 40 дней перед Рождеством Христовым.

Источник: http://www.calc.ru/412.html

Праздник в жизни православного христианина

Христианские праздники: Обрезание Господне - Храм - Икона Божией Матери ­ Неопалимая Купина

Жизнь Православной Церкви размерена календарем. События Священной и церковной истории, памяти святых вспоминаются Церковью каждый день. Можно сказать, что у православных христиан праздник каждый день. По значимости церковный Устав различает праздники великие, средние и малые. Великие праздники, в свою очередь, по важности подразделяются на три разряда:

2) двунадесятые (дванадесять по-славянски значит двенадцать); этих праздников ровно двенадцать:

— Рождество Пресвятой Богородицы;

— Воздвижение Креста Господня;

— Введение во храм Пресвятой Богородицы;

— Благовещение Пресвятой Богородицы;

— Вход Господень в Иерусалим;

— День Святой Троицы;

3) Великие недвунадесятые:

— Покров Пресвятой Богородицы — 1/14 октября; в этот день вспоминается чудесное явление Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году (константинопольский святой блаженный Андрей видел Пречистую Деву со множеством святых и Ангелов, простирающую Свой покров над городом и всем миром);

— Обрéзание Господне и память святителя Василия Великого — 1/14 января; служба памяти Василия Великого [1] в богослужении тесно связана со службой, вспоминающей евангельское событие Обрéзания Господня (в этот день служится литургия Василия Великого);

— Рождество Иоанна Предтечи — 24 июня / 7 июля; событие это описано в Евангелии [2] ;

— Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня / 12 июля [3] ;

— Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа / 11 сентября; об этом рассказывается в Евангелии [4] .

Все великие праздники отмечаются всенощным бдением — особым торжественным богослужением, совершаемым обычно накануне [5] . В праздник православные христиане не просто вспоминают бывшие некогда события, а переживают их как совершающиеся здесь и сейчас. В церковных праздничных песнопениях постоянно звучит слово днесь, что значит ныне, сейчас, сегодня. «Дева днесь Пресущественнаго раждает», — звучит в песнопении Рождества Христова. «Днесь спасения нашего главизна», то есть «Ныне начало нашего спасения», — поем мы на праздник Благовещения.

Когда мы на праздник Покрова поем «Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны (нас) молится Богу», мы осознаем, что покров Богородицы над миром был не только когда-то, в X веке, а хранит нас и теперь.

В таком переживании праздника Церковь дает нам возможность почувствовать себя соучастником отмечаемых событий. Вспоминая на праздник Преображения, как Господь просиял чудным светом пред Своими учениками, мы молимся: «Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный». Вспоминая детей, которые во время входа Господа в Иерусалим прославляли Христа, поем: «И мы, яко отроцы (как отроки) победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием “Осанна в вышних!”»

Особенно отчетливо и подлинно эта сопричастность евангельским событиям выражается в участии в литургии и причастии Святых Христовых Таин. В этом Таинстве мы вживую соприкасаемся с Тем, Кого прославляют праздники, — со Христом. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Может быть, кто-нибудь из вас захочет по примеру достохвальных жен-мироносиц обнять ноги Иисусовы? Можете и ныне, если хотите, не только руки и ноги обнять, но и священную главу Его, если будете приобщаться с чистою совестью страшных Таин».

Христианские праздники: Обрезание Господне - Храм - Икона Божией Матери ­ Неопалимая Купина

Самый великий праздник Церкви — праздник Воскресения Христова, Пасха. Воскресение Христово мы празднуем пятьдесят два раза в году — каждую неделю в воскресный день, поэтому воскресенье называют еще малой Пасхой.

В богослужении Православной Церкви каждый день недели имеет свою особую тему:

понедельник посвящен Небесным Силам, святым Ангелам;

вторник — Иоанну Предтече и святым пророкам;

среда — Кресту Господню (мы вспоминаем страдания Спасителя, так как в этот день Иуда предал Христа);

четверг — святым апостолам и святителю Николаю (вспоминаем также всех святителей) [6] ;

пятница — Кресту (в этот день вспоминаются крестные страдания Спасителя);

суббота — Матери Божией, всем святым и усопшим.

Кроме того, церковный календарь определяет и годовой круг церковных служб. Он подразделяется на неподвижный (состоит из праздников, закрепленных за определенными датами) и подвижный (связанных с праздником Пасхи).

7 августа 2017 г.

[1] О нем мы пишем на с. 361–362. (2 ф., с. 22-23)

[2] О святом Иоанне Предтече можно прочитать на с. 250, 256–258, 263–265, 274–275. (1 ф., с. 128, 131-132, 135-136, 142)

[3] Об апостольских трудах и мученической кончине первоверховных апостолов см. на с. 330–341. (2 ф., с. 2-9)

[4] В нашей книге см. об этом на с. 274–275. (1 ф., с. 142)

[5] О всенощном бдении мы рассказывали на с. 478–483. (с. 9-13)

[6] О святителе Николае и о других святителях см. на с. 359-369. (2 ф., с. 20-26)

Источник: http://pravoslavie.ru/105152.html

ПОДМЕНА СЛАВЯНСКИХ ПРАЗДНИКОВ ХРИСТИАНСКИМИ

1) Нынешняя Масленица (сырная седмица) — это праздник Русской православной Церкви, заменивший великое славянское Солнечное празднование и не имеющий никаких языческих корней.

Церковники долго и жестоко, временами кроваво, но безуспешно боролись со славянским праздником Комоедицы. Когда славянское празднование победить так и не удалось, церковники применили известный иезуитский прием — если не можешь победить врага, объединись с ним и разрушь его изнутри.

7-дневная Масленица (сырная седмица, последняя неделя подготовки к Великому посту) введена церковниками в XVI веке взамен древней Комоедицы, 2-недельного празднования Дня весеннего равноденствия и начала славянского Нового года.

Т.к. прежняя языческая Комоедица попадала на Великий пост, когда праздники и веселья Церковью строго запрещены, церковники «сдвинули» свой праздник Масленицы во времени от Дня весеннего равноденствия почти на месяц ближе к началу года, отведя ему неделю перед Великим постом, т.е. совершили фальшивую подмену того, что даровано самим Небом. Кроме временно́го «сдвига», прежнее народное празднование сократили с двух недель до одной.

Это был не «перенос» славянского весеннего праздника Комоедицы (Комоедицу перенести невозможно, т.к. она связана с ежегодным астрономическим событием, над датой которого попы не властны), а учреждение для народа нового церковного праздника взамен прежнего языческого, чтобы уничтожить и стереть былые традиции из памяти народа. И это им вполне удалось — ныне мало кто из нас помнит Комоедицу, веселый весенний праздник своих славянских предков. Иезуитские приемы всегда работают хорошо и эффективно.

2) Второй «подменный» праздник — православный день Ивана Купалы , заменивший запрещенный церковниками славянский День Купайлы (день вступления в права могучего летнего солнца-Купайлы), языческое празднование Дня летнего солнцестояния.

Обрядовая часть христианского праздника Ивана Купалы (Иоанна Крестителя, который крестил Христа купанием в реке Иордан) приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня.
Так как Русская Православная Церковь живет по старому стилю, дата рождения Иоанна Крестителя (24 июня по ст. стилю) у нее приходится на 7 июля по новому стилю.
Нынешние поклонники былого язычества заявляют, что христианский день Ивана Купалы — это славянский языческий праздник, при этом не задумываясь, откуда у славянского бога летнего солнца Купайлы могло взяться древнееврейское имя Иван (Иоанн).

3) Третий — однодневное празднование Рождества Пресвятой Богородицы, заменившее прежний 2-недельный славянский Вересень , языческое празднование вступления в права стареющего мудрого осеннего солнца-старика Световита в День осеннего равноденствия, древний праздник собранного урожая.

Рождество Пресвятой Богородицы празднуется 21 сентября по новому стилю (8 сентября по ст. стилю).

4) Четвертый — Рождество Христово, в 273 году н. э. заменившее языческое празднование Рождества солнца-младенца Коляды утром после Ночи зимнего солнцестояния (самой долгой ночи в году).

В мире Рождество Христово празднуется 25 декабря. Живущие по старому юлианскому календарю русские православные празднуют этот праздник тоже 25 декабря по ст. стилю, т.е. 7 января по новому стилю.

Почему это происходило?

В те времена, когда вводилась новая вера – христианство, на всех славянских землях продолжали использовать два календаря.
На Руси параллельно существовали 2 календарные системы — старая и новая.

Но церковные и светские власти не устраивало то, что народ праздники отмечал по обоим календарям. Но больше всего не устраивала путаница, которую создавали летописцы, ведь русские летописцы использовали даты старого, славянского календаря, а приглашенные греки-летописцы использовали даты из нового календаря, где Новолетие отсчитывалось от первого весеннего полнолуния.
Например, дата 1 марта 1005 г. н.э. по Славянскому календарю выпадала на Лето 6513 от С.М.З.Х, а по христианскому на Лето 6512 от С.М. Таким образом, разница между Славянским календарем и календарем от Рождества Христова составляла 5508 лет, а у христианского календаря – 5507 лет.

Чтобы как-то упорядочить несогласованность нового календаря, в Лето 6856 (1348 г. н.э.) по указу царя Ивана III, Новолетие в новом календаре было зафиксировано на 1 марта, а число года взяли от старого Славянского календаря.

Началась подгонка нового календаря под повседневную жизнь, одни праздники запрещали, другие, которые праздновали несмотря на запреты, христианская церковь стала адаптировать под себя. В частности:

– День Бога Велеса был заменен Днем Власия;

– День Масленицы-Марены был объявлен просто Масленицей;

– День Бога Купалы стал днем Иоанна Крестителя, или как его называли на русский манер – Иваном Купалой, т.е. Иваном, который в реке всех купал;

– День Триглава (Сварога-Перуна-Свентовита), превратился в Троицу;

Вышний День Бога Перуна заменили Днем Ильи-Пророка… и т.д.

Но больше всего церковные и светские власти не устраивало, что народ пользуется двумя календарями, отмечает два Новолетия — христианское Новолетие 1 марта и Славянское Новолетие в День Осеннего Равноденствия.

Никакие запреты Славянского календаря не помогали. А принятие жестких мер вплоть до казней, дало обратный эффект — во многих городах и селах началась смута и поднялись восстания, везде шло поголовное уничтожение христианских священников и их помощников. Дело дошло до того, что были уничтожены многие тысячи “божих людей”, и тогда пришлось царю Ивану III “идти в народ”, ибо только так власти смогли успокоить восставший народ.

Чтобы впредь не возникало смуты и разора, на русской земле было официально узаконено Двоеверие и два календаря. Церковный календарь стал считаться официальным, т.е. государственным, а старый календарь – народным.

Следующее изменение официального календаря произошло через 1 Круг Лет (144 года). При приближении Лета 7000 году от Сотворения Мира (1492 г. н.э.) среди христиан русских земель росли апокалиптические настроения. Все ждали конца света и даже не составляли пасхалию на последующие годы. Но когда все ожидаемые сроки конца света прошли, Московский церковный собор в сентябре Лета 7000 (1492) утвердил новую пасхалию и принял решение о переносе начала года с 1 марта на 1 сентября. Это постановление действует в Христианской Церкви до сих пор.

В Лето 7090 (1582 г.) католической церковью по указанию папы римского Григория XIII был введен новый календарь, который получил его имя. В новом календаре датировка шла уже не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова.

В древности в этот день был праздник — день осеменения земли.
Белая глазурь на куличе — это сперма, цветная обсыпка — сперматозоиды. Наши неоязычники трактуют этот кулич как фаллос бога Еб**на. Изначально, до христианства это был праздник первых всходов. Ранней весной перед посевом устанавливался строгий пост, ибо зерно надо было сберечь для посева. Кто нарушал пост — то есть поедал зерна будущего урожая — осуждался. Затем зерно хоронили — собственно посев. Затем оно умирало в земле. Это был самый трагический период — все ждали — возродится ли оно — даст ли всходы? Когда появлялись первые ростки — это и было воскресение зерна, возвращение к кругообороту вечной жизни. Осирис воскрес. Раз новый урожай будет, значит не будет голода, значит можно поедать запасы и веселиться. В том числе и зачинать детей.
В этом изначальный смысл этого праздника.

Источник: http://i-mar-a.livejournal.com/98001.html

Христианские праздники

Христианские праздники: Обрезание Господне - Храм - Икона Божией Матери ­ Неопалимая Купина

В году много календарных дат, посвященных священным событиям, являющихся для церкви важными праздниками. В эти дни совершаются особые богослужения с чтением молитословий, особыми проповедями и песнопениями, согласно Церковному Уставу. Естественно, что не все религиозные христианские праздники являются равными по значению. Пасху и двунадесятые торжества следует относить к Великим праздникам. Они в календарях отмечены особыми красными пометками в виде крестика, помещенного в круг. Кроме них есть еще несколько особо чтимых дат, которые также являющихся для христиан великими.

Основные христианские праздники:

  1. Праздник Пасхи.

Самым главным и любимейшим христианским праздником, несомненно, для всех православных является Пасха. Будьте внимательными, дата празднования с каждым годом всегда меняется, ведь пасхальный цикл зависит от лунного, а также солнечного календаря. По срокам данное торжество обычно припадает в период от 7.04 до 8.05 согласно новому стилю. Точную дату вычислить несложно, нужно взять календарь и узнать, когда наступает весеннее полнолуние и иудейская Пасха. На следующее воскресение наступит православная Пасха. Кстати, от этой важнейшей даты зависят и многие другие христианские праздники. Чтобы не вышло ошибки лучше всего пользоваться пасхалиями – специально сложенными таблицами, составленными церковью.

Двунадесятые великие христианские праздники.

Даты мы здесь будем приводить, чтобы проще было ориентироваться простому мирянину, согласно новому стилю, но для наглядности вставим в скобки дату старого стиля.

  • 21 сентября (8.09) – Рождество Пресвятой Богородицы.
  • 4 декабря (21.11) – Введение во храм Пресвятой Богородицы, являющийся очень большим христианским праздником в декабре.
  • 7 апреля (25.03) – Благовещение. Именно тогда ангелы возвестили Деве Марии о великом чуде – безгрешном зачатии.
  • 7 января (25.12) – Рождество Христово. Зимние христианские праздники идут большой веселой чередой, поэтому сразу за Рождеством у нас будет несколько важнейших дат.
  • 15 февраля (2.02) – Сретение Господне. Именно этого зимнего дня старец Симеон Богоприимец повстречал маленького Иисуса, которого родители на 40-й день отнесли в храм, дабы принести жертву во славу Бога за рождение такого долгожданного первенца. Святой Дух открыл мудрецу истину и он увидал во младенце будущего Мессию.
  • 19 января (6.01) – Крещение Господне, которое имеет еще и второе красиво название Святое Богоявление. Заметим, что канун этого знаменательного христианского праздника (18.01) является началом строго поста.
  • 19 августа (6.08) – Преображение Господне.
  • Вербное Воскресение, как и другие некоторые главные христианские праздники, может менять дату в календаре, но ее вычислить легко. Вход Господа в Иерусалим следует отмечать в воскресение, которое предшествует Пасхе.
  • Дата, когда православные отмечают Вознесение Господне, также меняется в календаре. Это торжество наступает всегда на 40-й день после Светлого Воскресения.
  • Пятидесятница – данный христианский праздник недаром имеет такое название. День Святой Троицы приходится каждый год строго на 50-й день от Светлого Христового Воскресения.
  • В сентябре есть еще один великий праздник – Воздвижение Креста Господня, его всегда следует отмечать 27 числа (14.09)
  • Последним христианским двунадесятым великим праздником в нашем списке является Успение Божией матери, которое приходится на 28 августа (16.08)

Христианские праздники: Обрезание Господне - Храм - Икона Божией Матери ­ Неопалимая Купина

Помимо перечисленных выше важнейших церковных дат имеются еще и другие не менее важные великие и малые праздники, а также другие события, которые важны для верующего народа. К примеру, особым христианским праздником в ноябре является чествование иконы Казанской Божией матери, являющейся древней и ценнейшей реликвией. Перечислять все эти события мы просто не сможем из-за небольшого формата статьи, поэтому более подробную информацию советуем искать в подробных литургических календарях, где все систематизировано. Особенно это важно для людей, которые теряются в переходящих и непереходящих датах праздников или постов, имеющих прямую зависимость от лунного и солнечного годичного цикла.

Источник: http://womanadvice.ru/hristianskie-prazdniki

Языческие праздники, ставшие православными

Крещение Руси не смогло быстро искоренить языческие верования наших предков. Долгое время в народе существовало двоеверие, когда христианские традиции пересекались с языческими.

Христианские праздники: Обрезание Господне - Храм - Икона Божией Матери ­ Неопалимая Купина

На Руси многие православные праздники приурочили к языческим, даже сохранив их даты. Да и многие языческие божества со временем трансформировались в христианских святых. Например, бог Перун стал Святым Илией Пророком, а богиня Макошь — Параскевой Пятницей.

С какими проблемами столкнулись христианские священники на Руси

С приходом христианства на Русь у народа появились некоторые трудности. Народный славянский календарь не совпадал с календарем от Рождества Христова. Новый церковный календарь стали подгонять под народный. Стали запрещать одни праздники и переносить другие. Так, день Купалы стали называть днем Иоанна Крестителя, а день Триглава стал Троицей. Но от этого стало только хуже.

В народе поднялись бунты, поэтому Ивану III пришлось узаконить двоеверие. Официальным стали считать церковный календарь, а старым пользовались в народе. Получилось так, что языческие и христианские праздники слились. Многие праздники языческих богов, отмечаемые осенью, стали спасами. А, например, весенние сгруппировались вокруг Пасхи. Даты поклонения мелким богам стали одинаковыми с престольными праздниками.

Обряды, ходившие в народе на дохристианские праздники, полностью искоренить не удалось. Священники понимали, что русские, привыкшие отмечать праздники с размахом, не могут быстро перестроиться. Разумеется, монотонные богослужения и молитвы не шли ни в какое сравнение с языческими гуляниями. Поэтому многие элементы древнерусских обычаев включили в православные праздники.

Какие языческие праздники на Руси стали христианскими

Поскольку точные даты того или иного христианского праздника достоверно не были известны, их легко меняли. Как уже было сказано выше, языческий праздник Купалье или день бога Купалы стал днем Иоанна Крестителя. Впрочем, его быстро стали называть Иван Купала. Несмотря на обращение в христианство, многие славяне так и продолжали искать цветок папоротника и купаться в реке голышом.

Такие языческие праздники, как Святки и Триглав, тоже нашли свое место в православии. Например, святочные веселые гуляния трансформировались в славления. Дети и ребята постарше стали ходить по домам и прославлять не бога Коляду, а Христа. Но название песен — колядки — сохранилось неизменным. Праздник Триглав же превратился в праздник Святой Троицы. И на него сохранилась языческая традиция украшать дома ветвями деревьев и цветами.

Христианские праздники: Обрезание Господне - Храм - Икона Божией Матери ­ Неопалимая Купина«Ночь накануне праздника Купалы». В. Иванов

Масленица и Пасха

В народном календаре славян на границе зимы и весны был праздник Масленицы, предваряющий Пасху. На масленичную неделю было принято развлекаться, печь блины и ходить в гости. А еще сжигать чучело Масленицы, чтобы прогнать зиму. Кажется знакомым, не так ли? Современные православные христиане тоже празднуют Масленицу. Только церковью она называется Сырная седмица. В эту неделю запрещено есть мясо, но разрешено употреблять молоко и яйца. Поэтому верующие не отказывают себе в удовольствии напечь блинов и отправиться с ними в гости. Веселые гуляния на Масленицу, бывшие языческими обрядами, находят место и в жизни современных людей.

Также славянские народы еще до принятия христианства праздновали Пасху. У южных славян она называлась весенним Юрьевым днем. По традиции Пасху отмечали три дня. В это время красили вареные яйца и пекли пасхальный хлеб. А до конца XIX века на Пасху жгли костры, что было отражением языческих истоков этого праздника. Современная Пасха приурочена к Воскресению Христову и является переходящим праздником. Однако традиция печь куличи и красить яйца в этот день сохранилась.

Источник: http://www.factroom.ru/rossiya/yazycheskie-prazdniki-stavshie-pravoslavnymi

Христианские праздники

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Христианские праздники» в других словарях:

Праздники Русской православной церкви — Большинство Праздников Русской Православной Церкви общие с другими Церквями, но есть и особенные, например Покров Пресвятой Богородицы или Собор всех святых в земле Российской просиявших. Подразделяются по значимости празднуемого события и… … Википедия

Праздники Египта — классифицируются по разному. Имеется ряд общенациональных праздников, отмечаемых всеми группами населения. Поскольку ислам является государственной религией, исламские праздники празднуются всеми египтянами. Христианские праздники не являются… … Википедия

Праздники Сербии — Ниже приведен список праздников, которые отмечают в Сербии. Содержание 1 Государственные праздники 2 Религиозные праздники … Википедия

Праздники Господни — – так как сам Бог благоволил ознаменовать некоторые дни особенными событиями и благодеяниями к роду человеческому, то с самых первых времен дни эти особенно возвышаются пред другими, требуя для себя особенного освящения. В В. Зав.… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Праздники христианские — определенные дни церк. календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургич. хар р. Это зафиксировано в названиях праздников и покаянных времен , датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Христианские Греческие Писания — Священное Писание Перевод нового мира New World Translation of the Holy Scriptures Лицевая сторона твердой обложки книги Автор: «Все Писание вдохновлено Богом» (2 Тимофею 3:16) Язык оригинала: древнееврейский … Википедия

Христианские Греческие Писания — Перевод нового мира — Священное Писание Перевод нового мира New World Translation of the Holy Scriptures Лицевая сторона твердой обложки книги Автор: «Все Писание вдохновлено Богом» (2 Тимофею 3:16) Язык оригинала: древнееврейский … Википедия

Христианские Греческие Писания — Перевод нового мира — Священное Писание Перевод нового мира New World Translation of the Holy Scriptures Лицевая сторона твердой обложки книги Автор: «Все Писание вдохновлено Богом» (2 Тимофею 3:16) Язык оригинала: древнееврейский … Википедия

ПРАЗДНИКИ БИБЛЕЙСКИЕ — К ним относятся П. ветхозав. Церкви, а также христ. П., связанные с событиями и лицами свящ. истории. 1. П., упоминаемые в Библии. Ветхозав. П. имеют долгую и сложную историю. Назначение их было двояким: с одной стороны, освятить различные сферы… … Библиологический словарь

Праздники Швеции — Все официальные праздники Швеции утверждены государственными законами и являются нерабочими днями. Шведские праздники можно разделить на две категории: религиозные (христианские) и нерелигиозные. Праздничными днями считаются все воскресенья.… … Википедия

Источник: http://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1583971/biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/347792

Зимние православные праздники

Христианские праздники: Обрезание Господне - Храм - Икона Божией Матери ­ Неопалимая Купина

С детства зима у каждого связана с ощущением ожидания праздника.

Это время остается в памяти светлым, искрящимся от снега, с румянцем на щеках, съехавшей от игр на глаза шапкой и полными валенками снега, запахом согревающего чая с лимоном и маминого яблочного пирога.

Зима и в самом деле – особенное время – по-детски радостное, потому что этому времени принадлежит очень детский праздник великой радости рождения в мир Младенца Христа.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

«Никола зимний»

Христианские праздники: Обрезание Господне - Храм - Икона Божией Матери ­ Неопалимая Купина

Кабинетная икона «св. Николай Чудотворец» — дуб, серебро

За две недели до Рождества Христова во многих семьях празднуется память святителя Николая Чудотворца (19 декабря), и многие любят деткам дарить подарки от Святителя Николая. Эта традиция давняя, и зародилась она в Германии (святитель Николай почитается не только в православии). Почему же именно святитель Николай приносит подарки детям на свой день памяти?

Святой жил в 3-4 веках от Р.Х. на территории современной Турции. Сердце этого человека было преисполнено такой великой любви и милосердия, что будущий святитель решил тайно помогать бедным и детям, принося им в дом необходимое, вещи и игрушки. Множество чудес связано с именем Николая Угодника. Поэтому так любим этот святой.

В православной Церкви иконы Николая Чудотворца есть в каждом храме и в каждом доме, которые почитаются с особым сердечным теплом.

Рождество Христово

Христианские праздники: Обрезание Господне - Храм - Икона Божией Матери ­ Неопалимая Купина

Дома светятся разноцветными огоньками, утихли новогодние торжества у тех, кто празднует, а в воздухе затаенное ожидание долгожданного чуда.

6‑го января – Навечерие праздника Рождества Христова, то есть канун, называемый также Сочельником. В этот день хозяйками заканчиваются приготовления праздничного стола. Утром в храмах служится Литургия в соединении с вечерней, на которой в центр храма выносится свеча и торжественно поется тропарь Рождества Христова.

Существует традиция сугубого поста в этот день и неядения до появления первой звезды. А с появлением первой звезды (прообраз Вифлеемской звезды, увиденной волхвами) принято вкушать сочиво (коливо) – вареные зерна пшеницы или риса. Этого правила нет в Типиконе (свод законов), поэтому благочестивая традиция воздержания от пищи исполняется по желанию.

Белые скатерти на домашних столах, огоньки вертепов мерцают в окнах, хрустит под ногами снег. В храмы стекаются молящиеся. Церковь наполняется огоньками свечей, запахом ладана и тихой радостью. В центре храма Богородица и младенец Христос.

«Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу Правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!» (перевод с церковно-славянского на русский тропаря Рождеству Христову).

Вся следующая неделя от Рождества называется святками – атмосфера ликующей детской радости под пение колядок и шелест конфет.

Крещение Господне

Христианские праздники: Обрезание Господне - Храм - Икона Божией Матери ­ Неопалимая Купина

Крест «Крещение Господне»

И вот, крепчают морозы, на прорубях готовят купели к празднику Богоявления (Крещения Господня).

В этот день вспоминается событие Крещения Иисуса Христа в водах Иордана Иоанном Крестителем. Часто в этот праздник во многих храмах также служится ночная Литургия, как и на Рождество. Совершается Великое освящение воды в навечерие и в день праздника. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первобытную чистоту, призывая благодать Святого Духа и благословение. Христиане, принимая крещенскую воду, освящают душу и тело, а окропляя жилища, также освящают его для всякой пользы.

С ночи на 19 января начинается массовое купание во всех водоемах, источниках, так как в эту ночь освящается вся вода. Это благочестивая традиция не является обязательной. Но такая радостная не только для воцерковленных христиан, но и находящихся еще только на пути к храму!

Сретение Господне

Христианские праздники: Обрезание Господне - Храм - Икона Божией Матери ­ Неопалимая Купина

Икона Сретение Господне (16 век, Новгород)

Февраль заключает череду больших зимних праздников воспоминанием встречи 40-дневного младенца Христа в храме Симеоном Богоприимцем (15 февраля – Сретение Господне).

Чем примечательно это событие? Старец Симеон был переводчиком Священного Писания на греческий язык. Когда он переводил слова пророка Исаии «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», то посчитал это ошибкой и хотел исправить на слово «жена» (женщина). Тогда явился ему Ангел Господень и сказал, что старец не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами непорочно зачатого младенца Христа. Поэтому ко времени встречи со Христом Симеон был глубоким старцем. Слова, произнесенные им в день Сретения, стали молитвой, входящей в богослужебный чин («Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»). Святой Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…».

Источник: http://www.sofija.ru/blog/zimnie-pravoslavnye-prazdniki/

Христианские праздники

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности дня см. статью Красная горкаАнтипа́сха, Неде́ля Антипа́схи, Фомина́ неде́ля, Неде́ля о Фоме, Фомино воскресенье — христианский праздник, празднуемый в исторических церквях в следующую неделю (воскресенье) после Пасхи.

Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью ОсениныРождество́ Пресвято́й Богоро́дицы (др.-греч. Γενέθλιον τῆς ὑπεραγίας δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου καὶ ἀειπαρθένου Μαρίας, церк.-слав. Ржⷭ҇тво̀ прест҃ы́ѧ влⷣчицы на́шеѧ бцⷣы и҆ прⷭ҇нод҃вы мр҃і́и, Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны, праздник в исторических церквях. В православных церквях относится к числу двунадесятых (Рождество Пресвятой Владычицы.

Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью ВоздвиженьеВоздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (др.-греч. ῾Η παγκόσμιος ὕψωσις τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ ― Всеми́рное воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́; церк.-слав. Всемі́рное воздви́женїе чⷭ҇тна́гѡ и животворѧ́шагѡ крⷭ҇та̀; лат. Exaltatio Sancti Crucis — Воздвижение св. Креста; в русском просторечии Здвиженье) — праздник, отмечаемый в исторических церквях, принадлежит к числу господских.

Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью Зимний свадебникСобо́р Иоа́нна Предте́чи, Собор Предтечи и Крести́теля Госпо́дня Иоанна — православный праздник, отмечаемый 7 (20) января. Установлен в честь Иоанна Предтечи, или Крестителя.

Источник: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8

Главные (двунадесятые) христианские православные праздники

Главные христианские праздники связаны с жизнью Иисуса Христа и Его Матери Пресвятой Богородицы.

Христианские праздники: Обрезание Господне - Храм - Икона Божией Матери ­ Неопалимая КупинаЭти праздники имеют большое значение для христиан, и потому церковь придавала и придает им особую торжественность.

Христианский праздник, который является самым главным для христиан, это Светлое Воскресение Христово. О нем христиане говорят, что это «праздников Праздник и Торжество из торжеств». Другое название этого великого христианского праздника — Святая Пасха (Новозаветная Пасха).

Этот праздник не имеет четко установленной даты. Он привязан к первому весеннему новолунию и потому он может праздноваться как в первых числах апреля, так и в мае.

Ниже по рангу, однако также очень значимые для христиан праздники — двунадесятые. Такое название они получили, потому что вошли в число 12. То есть главных христианских праздников, кроме Светлого Воскресения, всего двенадцать.

Эти церковные христианские праздники установлены церковью во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и Его Матери Пречистой Девы Марии.

Вот перечень главных церковных празников.

1. Рождество Пресвятой Богородицы — 8 сентября (21 сентября н. ст.).
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря н. ст.).
3. Благовещение, т. е. ангельское возвещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия — 25 марта (7 апреля н. ст.).
4. Рождество Христово — 25 декабря (7 января н. ст.).
5. Сретение Господне — 2 февраля (15 февраля н. ст.).
6. Крещение Господне (Богоявление) — 6 января (19 января н. ст.).
7. Преображение Господне — 6 августа (19 августа н. ст.).
8. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье] — в последнее воскресенье перед Пасхою.
9. Вознесение Господне — в сороковой день после Пасхи.
10. Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница), или день Святой Троицы — в пятидесятый день после Пасхи.
11. Воздвижение Креста Господня—14 сентября (27 сентября н. ст.).
12. Успение Божией Матери—16 августа (28 августа н. ст.).

Обратите внимание: православная церковь использует старый стиль исчисления. Поэтому как правило все даты указываются именно по этому стилю, а в скобках приводятся даты по новому стилю.

Следующие христианские праздники не являются главными, однако они тоже очень чтятся православной церковью и верующими людьми.

Обрезание Господне (Новый год ст. ст.) — 1 января (14 января н. ст.).
Покров Божией Матери — 1 октября (14 октября н. ст.).
Иконы Казанской Божией Матери — 22 октября (4 ноября н. ст.).
Рождество Иоанна Крестителя — 24 июня (7 июля н. ст.).
Усекновение главы Иоанна Крестителя — 29 августа (11 сентября н. ст.).
Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля н. ст.).
Святого апостола Иоанна Богослова — 8 мая (21 мая н. ст,) и 26 сентября (9 октября н. ст.).
Святого чудотворца Николая — 9 мая (22 мая н. ст.) и 6 декабря (19 декабря н. ст.).

Несите в мир свет и добро — поделитесь с друзьями

Источник: http://katinblog.in.ua/glavnye-dvunadesyatye-hristianskie-p/

Ссылка на основную публикацию