Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским

Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Знаменитый православный монастырь, основанный прп. Сергием Радонежским в 1337 году. Находится на территории города Сергиев Посад Московской области. Здесь действует Московская Духовная академия. В Свято-Троицком соборе хранятся мощи Сергия Радонежского. В 1993 году ансамбль монастыря вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь при Сергии Радонежском

В 1337 году инок Варфоломей вместе с братом Стефаном поселились на холме Маковец, находившимся недалеко от Радонежа. Здесь они выстроили бревенчатую келью и Троицкую церковь. Вскоре Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу, ушел в Богоявленский монастырь в Москве. Некоторое время Варфоломей жил один, но постепенно слух о молодом отшельнике начал распространяться в монашеской среде. К нему начали приходить иноки, желавшие разделить с ним духовный подвиг. Пустынь разрасталась. Варфоломей, постриженный в монахи игуменом Митрофаном и получивший имя Сергий, стал игуменом нового монастыря в 1354 году. Тогда же он был рукоположен в сан священника епископом Волынским Афанасием. Вскоре в Троицком монастыре был введен общежительный устав. Это было новшеством, так как почти все русские монастыри того времени придерживались особножительного устава, при котором иноки жили отдельно и устраивались согласно своим личным средствам. Общежительный монастырь (киновия) был устроен иначе. Здесь предусматривалось имущественное равенство монахов, которые отказывались от личной собственности. Всем распоряжалась иноческая община во главе с игуменом. Насельники жили одинаково, одинаково ели и одевались. Различие было только в степени подвижничества каждого из них. Сергий и его ближайшие ученики основали десятки новых монастырей-киновий.

Постепенно Троицкий монастырь становился центром духовной жизни страны. Именно сюда в 1380 году приехал князь Дмитрий Донской для благословения на Куликовскую битву. Иноки монастыря Ослябя и Пересвет, присоединившиеся к походу князя, прославились своей храбростью. В 1392 году преподобный Сергий преставился и был похоронен в Троицком храме.

XVXVII века

Новым игуменом стал ученик Сергия Никон Радонежский. В 1408 году обитель пострадала от набега татар хана Едигея, устремившегося в поход на Москву. После этого монастырь восстанавливался. В 1422-1423 годах на месте старого деревянного был построен новый белокаменный Троицкий собор. При его возведении были обретены мощи св. Сергия. Храм расписывали знаменитые иконописцы Даниил Черный и Андрей Рублев, специально для нового собора создавший легендарную «Троицу». В 1469 году была построена каменная трапезная. В 1476 году к востоку от Троицкого собора псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия Св. Духа на апостолов.

Монастырь почитался московскими князьями. Здесь они совершали молебны по случаю важных событий, здесь крестили наследников престола (например, в 1530 году в монастыре был крещен будущий царь Иван Грозный).

В 1540-1550-е годы обитель опоясали крепостные стены с 12 башнями общей протяженностью 1370 м. Современный вид они приобрели в XVII веке. В 1559-1585 годах создавался Успенский собор. В 1684 году в нем появились фрески, а в 1780 году на месте западной паперти собора была устроена усыпальница Годуновых.

К концу XVI века Троицкий монастырь был крупнейшим в стране.

В 1608-1610 годах, во время Смуты, обитель пережила осаду польско-литовских войск. Об этом событии повествует «Сказание Авраама Палицына», бывшего монастырским келарем. Монастырь внес большой вклад в деятельность Второго ополчения Минина и Пожарского. После Смуты монастырь восстанавливался. В 1635-1638 годах напротив Успенского собора появился комплекс казначейского корпуса и больничных палат с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1682-1692 годах в стиле «нарышкинского» барокко была возведена трапезная с храмом прп. Сергия Радонежского В 1692-1699 годах был построен пятиглавый надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Также в конце XVII века были созданы Царские чертоги и Надкладезная часовня.

В 1688 году Троицкий монастырь получил статус ставропигиального.

В 1689 году в нем укрылся от царевны Софьи царь Петр I. Отсюда он выехал уже полноправный правителем, здесь же пытали сторонников Софьи.

XVIIIXIX века

В 1738 году управление обителью было передано Духовному совету. В 1742 году здесь была открыта духовная семинария. В 1744 году монастырь получил почетный статус Лавры, его главой теперь был митрополит Московский.

В 1734 году над гробом прп. Михея Радонежского была возведена церковь. В 1746-1748 годах появилась церковь Смоленской иконы Богоматери, выполненная в стиле елизаветинского барокко. К лучшим памятникам русского зодчества XVIII века относится пятиярусная колокольня (1741-1770), занявшая одно из центральных мест архитектурного ансамбля лавры.

В XVIII-XIX веках обитель стала одной из самых богатых в России, чему способствовали обильные пожертвования и торговля, которую вели монахи. Также лавра являлась образовательным и культурным центром. В 1814 году сюда была переведена Московская Духовная академия.

В 1895 году в монастыре был построен больнично-богадельный корпус с храмом прп. Иоанна Лествичника. В настоящее время здесь находится Московская духовная семинария.

XXXXI века

С 1905 года в лавре существовала своя типография, лавки и мастерские. В самом Сергиевом Посаде ей принадлежали две гостиницы. К лавре были приписаны малые монастыри и скиты.

В 1918 году, с приходом к власти большевиков, монастырь стал трудовой артелью. В следующем году его монахи были переселены в Черниговский скит, Московская Духовная академия была распущена. В 1920 году лавра превратилась в историко-архитектурный музей. Также на территории обители до 1953 года располагался Загорский учительский институт.

Еще в 1918 году была создана комиссия по охране памятников искусств и старины Троице-Сергиевой лавры. Тогда же предпринимались первые попытки реставрации, возобновленные в 1920-1930-е годы. В 1940 году памятники лавры вошли в Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник. Реставрационные работы велись вплоть до 1970-х годов. Они проводились и в 1990-2000-е годы. В 1993 году ансамбль Троице-Сергиевой лавры был включен в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Духовная жизнь в лавре возобновилась в 1946 году, новым настоятелем стал патриарх Алексий I (до 1983 года обитель была основным местом пребывания патриархов). Тогда же в Свято-Троицкий собор были перенесены мощи Сергия Радонежского, которые с 1919 года были экспонатом музея. В 1949 году в стенах лавры вновь заработала Московская Духовная академия. В 1959 году был принят новый устав монастыря. В лавре проходили Поместные церковные соборы 1971, 1988, 1990 годов.

С 1988 года и по настоящее время наместником Троице-Сергиевой лавры является архиепископ Феогност (Гузиков). Настоятель – патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сейчас в монастыре подвизается около 200 монахов. При нем действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой лавры) и паломнический центр.

Источник: http://w.histrf.ru/articles/article/show/troitsie_siergiieva_lavra

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра – расположенный в Сергиевом Посаде крупнейший в стране православный мужской монастырь, подчиняющийся непосредственно Патриарху. В основанной почти 7 столетий назад обители в настоящее время проживает около 200 монахов. Комплекс монастырских храмов, в 1993 году вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся памятник архитектуры XV-XVIII вв., открыт для паломников и туристов.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Троице-Сергиева Лавра

История Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Судьба Лавры тесно переплетена с именем Сергия Радонежского. Подвижник перенес идею общего монастырского служения из Киевской Руси севернее, в Московское княжество. В 1337 году Варфоломей, будущий Сергий, с братом поселились в глухих местах в 3 часах пути к северо-востоку от Покровского Хотькова монастыря, где приняли постриг их родители. Вскоре к мужчинам присоединились другие верующие, а импровизированное поселение быстро обзавелось деревянным храмом Святой Троицы и хозяйственными службами. Впоследствии, когда Варфоломей стал монахом Сергием и занял пост игумена, вокруг монастыря образовался городок, ставший основой современного Сергиева Посада. Деревянные храмы были разрушены во время нашествия Едигея, в XV веке появились первые каменные сооружения. Монастырь разрастался, пока в 1744 году не получил статус Лавры, высший в православной иерархии монастырей. После революции монахов выселили из монастыря, но с 1946 года религиозная деятельность была возобновлена. Во второй половине ХХ века комплекс пережил глобальную реконструкцию.

Панорама Троице-Сергиевой Лавры Троицкий собор

Достопримечательности Троице-Сергиевой Лавры

На территории монастыря расположено около 50 объектов, построенных в разное время. Чтобы осмотреть их, а тем более посетить церковные службы, одного скоротечного визита явно недостаточно. Туристам рекомендуется остановиться в гостиницах и хостелах в окрестностях обители и уделить знакомству с достопримечательностями монастыря несколько дней.

Троицкий собор

В старейшем культовом сооружении комплекса, возведенном в XV веке, хранится главная святыня монастыря, предмет поклонения православных паломников со всей страны – чудотворные мощи преподобного Сергия. Белокаменный храм с золотыми куполами был расписан Андреем Рублевым, но подлинники фресок не сохранились. О былой красоте изображения можно судить только по более поздним копиям. Одноглавая белая церковь, скромно замершая по соседству с собором, построена над могилой Никона Радонежского, верного ученика и преемника Сергия.

Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Успенский собор

По замыслу крестившегося в Лавре Иоанна Грозного представительный Успенский собор должен был повторять очертания одноименного храма из ансамбля Московского Кремля. Однако новое здание стало не просто копией уже существующего, но самобытным произведением искусства: над оформлением иконостаса трудился знаменитый мастер Симон Ушаков, фрески выполнили выдающиеся представители московской иконописной школы. И здесь не обошлось без исторических захоронений: у стен Успенского собора сохранилась могила Бориса Годунова.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Ажурная пятиярусная колокольня, спроектированная архитектором Дмитрием Ухтомским в середине XVIII века, по праву считается самой красивой в России. Когда-то здесь звучали десятки колоколов, но после революции они были безжалостно уничтожены и восстановлены только в XXI веке. Самый крупный из них, Царь-колокол, весит более 70 тонн.

Малые церкви и другие сооружения

Миниатюрную Духовскую церковь возвели в XV веке заезжие мастера из Пскова. Ее звонница расположена прямо под куполом, что совершенно нетипично для московской архитектуры. Богато декорированный надвратный Предтеченский храм построен над восточным входом в монастырь по инициативе купцов Строгановых. Праздничное красно-белое здание стало выдающимся образцом барочной русской архитектуры. Самая миниатюрная церковь комплекса, Михеевская, появилась в XVIII веке на том месте, где Сергию Радонежскому когда-то явилась Богородица. Рядом с Успенским собором с 8 утра до 8 вечера открыта нарядная часовня: ее возвели над источником целебной воды.

Троице-Сергиева Лавра с высоты Белокаменные стены Лавры Усыпальница Годуновых План территории лавры с достопримечательностями

Информация для туристов

Благодаря удачному расположению ансамбль Лавры хорошо просматривается из разных точек Сергиева Посада. Добраться в город проще всего из Москвы на электричке, идущей с Ярославского вокзала, или на автобусе от Щелковского автовокзала. От сергиево-посадского железнодорожного вокзала до восточного входа в монастырь 15 минут пешком в северо-западном направлении, от автовокзала, расположенного на той же линии, путь еще короче. Вход на территорию комплекса бесплатный, но при посещении принято оставлять небольшие пожертвования.

Правила поведения в Лавре

Поскольку Троице-Сергиева Лавра прежде всего действующий монастырь, к поведению и внешнему виду посетителей предъявляются строгие требования. Женщины должны быть одеты в юбки или платья без декольте, закрывающие колени. В этот день лучше обойтись без макияжа и повязать платок на голову. Мужчинам не следует появляться в храмах в шортах и бриджах. На территории Лавры, в ее ресторанах, кафе и гостиницах запрещено курить и употреблять алкоголь. Фотосъемка разрешена с некоторыми ограничениями: нельзя снимать службу и монахов, даже просто проходящих по двору, внутри зданий не используют фотовспышку, чтобы не повредить настенным росписям.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Где остановиться

Лавре принадлежит несколько недорогих гостиниц для паломников на территории Сергиева Посада. Гостиница «Вознесенская» с 4-8-местными номерами и удобствами на этаже открыта в 10 минутах ходьбы к юго-востоку от Лавры в заметном издалека ярко-красном здании на одноименной улице. Поток желающих поселиться в этом хостеле всего за 300-350 рублей в сутки всегда велик, поэтому места бронируют минимум за месяц. Примерно на таком же расстоянии к северо-востоку от Лавры, на проспекте Красной Армии, расположена гостиница «Старая Монастырская», построенная почти 200 лет назад на живописном берегу Белого пруда. Это классический отель со всеми удобствами с номерами от эконом-класса до люксов. В обоих корпусах можно полноценно пообедать, утолить легкий голод свежей монастырской выпечкой можно в кафе прямо в Лавре, во время экскурсий.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Религиозные службы

Православный канон запрещает монастырям проводить обряды отпевания, венчания, крещения, но в Лавре можно заказать заупокойные и заздравные молитвы за родных и близких. Ежедневные службы для паломников проходят в Троицком соборе: заутреня в 5-6 часов, затем каждые 2 часа акафисты преподобному Сергию. Дополнительную нагрузку в праздничные дни принимает на себя Успенский собор: в 17 часов здесь начинается Всенощное бдение, в 5:30 – Ранняя, а в 8:30 – Поздняя Литургия. На Пасху и во время Великого Поста расписание может меняться, поэтому паломникам рекомендуется предварительно уточнять информацию в телефонной справочной монастыря.

Источник: http://wikiway.com/russia/sergiev-posad/troitse-sergieva-lavra/

Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским

При имени преподобного Сергия Радонежского перед глазами каждого русского и православного человека встает величественный об­лик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на крутой горе Маковец. С именем препо­добного Сергия связана еще одна Троиц­кая обитель, воздвигнутая на его родине в Ростове Великом. Здесь родился святой Сергий, здесь получил знамения о своей Богоизбранности, здесь, возрастая с года­ми, мужал духовно, готовясь к великому служению Господу.

Преподобный Сергий Радонежский еще при жизни был прославлен Господом многими чудесами. Игумена Радонежского благословил золо­тым крестом греческий Патриарх Филофей с наставлением ввести в монастыре обще­жительный устав.

Святые мощи преподобного были обретены в 1422 году, через 30 лет после преставления преподобного. Через пять лет после обретения святых мощей препо­добного на его родине был основан мона­стырь.

Троице-Сергиев Варницкий мужской мо­настырь основан в 1427 году Ростовским архиепископом Ефремом на том месте, где по преданию находился дом преподобного Сергия Радонежского.

В житии преподобного Сергия сообщает­ся, что семья его жила в Ростовской области. Конкретное селение не названо. В рукописной книге Троице-Варницкого монастыря, куда записывались все исторические собы­тия с 1814 года, о начале обители сообщает­ся: «Предания народные, от рода в род про­исходящие о рождении на сем месте преподобного, и бываемые потому со­брания для поклонения в дни преставления и обретения мощей преподобного».

Другим основанием монастырский лето­писец называет оставление монастыря сего в 1764 году в настоящем его суще­ствовании без упразднения в приходскую церковь, единственно как под тем значит­ся из уважения к месту рождения препо­добного.

Впервые Варницкий монастырь упоми­нается в Тарханной грамоте монастырю 1614 года, в которой говорится о существо­вании обители при великом князе Василии Иоанновиче (1505-1533) .

Архиепископ Ефрем (1454), основатель Троице-Сергиева Варницкого монастыря. Фрагмент иконы 1838 года из Толгской церкви Ростова

Вид на Троице-Варницкий монастырь. Литография XIX века

Крест-мощевик преподобного Сергия Радонежского. 1370-е годы. Византия

Неизвестно, как называлось это селение в XIV веке, когда здесь жил преподобный. В начале XVII века это была Никольская слобода. В переписных и дозорных книгах XVII века читаем: «В слободке Никольской, где бывали варницы на речке на Ишне. » . Не исключено, что и во времена детства преподобного Сергия слобода также назы­валась Никольской.

В XVI-XVII веках слобода была достаточ­но населенной по сравнению с последую­щими веками. В Никольской слободе было четыре деревянных храма.

План соляных варниц в Ростове. 1676 г.

Российский государственный архив древних актов. Москва

Никольская приходская церковь, что у варниц, в 1801 году значится как ветхая, построена в 1701 году.

Внутри пространства, огражденного Ростовским озером и двумя реками, Ишней (слева) и Устъей (справа), на берегу озера очерчен кругом город Ростов с Успенским собором и митрополичьим домом. Далее, за рядом деревьев, представлен план Варницкой слободы: ряд домов слева – церковь. На востоке от церкви изображен соляной завод (варницы): четыре варницы, в которых выпаривали соль из рассола, два соляных амбара, колодец, ларь и двор. Точечным пунктиром обозна­чены две дороги – на Москву и на Ростов.

Источник: В.И. Вахрина. Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь в Ростове Великом. Родина преподобного Сергия Радонежского. – Рыбинск: «Медиарост», 2014.

Источник: http://stsl.ru/news/all/osnovanie-i-mestopolozhenie-troitse-sergieva-varnitskogo-monastyrya

После смерти родителей, в 1339 году Варфоломей(будущий святой Сергий Радонежский) вместе со старшим братом Стефаном ушли в пустынь. Они поселились в дремучем лесу, на горе Маковице, построили здесь церковь и основали обитель. По благословению митрополита Всероссийского Феогноста церковь была освящена во имя Живоначальной Троицы в 1340 году(здесь сегодня пребывают и доступны для поклонения нетленные мощи основателя Троицкой церкви Сергия Радонежского). В 1774 году обитель за заслуги перед Родиной и верой стала именоваться Лаврой. И многие русские люди знают это святое место, как Святую Троице-Сергиеву Лавру

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1438677-osnovanie-troickogo-monastyrja-sergiem-radonezhskim-god.html

I. История основания Троицкого монастыря. Роль Преподобного Сергия Радонежского.

Троицкий монастырь был основан в середине XIV века (вероятнее всего в 1345г.) в глухих лесах северного Подмосковья. На холме Маковец, при слиянии рек Вондюги и Кончуры братья Варфоломей и Стефан, из города Радонеж, построили небольшую деревянную келью. Варфоломей приняв монашество войдет в историю под именем Преподобного Сергия. После основания монастыря его территория расширяется, сюда стекаются люди. В 1355 году в монастыре вводится общежитейный устав.

Основатель монастыря Сергий Радонежский (1314 — 1392) поддерживал политику московских князей по единению сил для борьбы за национальную независимость. Он становится духовным наставником московского князя Дмитрия Ивановича, крестит его детей, участвует в разрешении междоусобных споров.

Во второй половине XIV века произошло значительное изменение в политической жизни Руси. Все больше ослабевает ее зависимость от Золотой Орды. Дмитрий Иванович отказался от выплаты ей дани. Правитель Орды темник Мамай начал готовится к большому походу на русские земли. Летом 1380 года, собрав огромные военные силы, он двинулся к русским границам. Ему противостояли не разобщенные княжеские дружины, а общерусское войско. Перед решающим сражением князь Дмитрий приезжает в Троицкий монастырь, чтобы получить у Сергия Радонежского благословение на ратный подвиг. Игумен посылает с князем на битву двух монахов- воинов Александра Пересвета и Андрея Осляблю.

Русские войска действовали быстро и решительно, навязав ордынцам сражение в невыгодных условиях. С поединка между богатырями Пересветом и Темир- Мурзою (Челубеем) началось историческое сражение на Куликовом поле. Значение Куликовой битвы было огромно. Она укрепила влияние вдохновителей великой победы — Сергия Радонежского и его монастыря. Для того чтобы почтить память погибших в битве князь Дмитрий, уже получивший прозвище Донской, вновь посещает Троицкий монастырь.

После смерти Сергий был погребен на территории монастыря. В 1422 году он причислен к лику святых и провозглашен “покровителем земли Русской” и “заступником перед богом”. Над гробом Преподобного Сергия в том же году закончено строительство Троицкого собора, который и в наши дни является действующим.

II. Роль Троицкого собора в архитектурном ансамбле лавры

Белокаменный Троицкий собор (1422- 1423) стоит на месте трех последовательно сменявшихся деревянных церквей — 1345, 1356 и 1412 годов. Он отмечает собой исторический центр, вокруг которого происходило все последующее формирование монастырского ансамбля. Небольшая площадь перед ним до сих пор сохранила те же размеры что и во времена скромной обители Сергия. Но за шесть столетий вокруг этого здания появилось такое количество первоклассных памятников разных времен и стилей, какое вряд ли можно увидеть вместе где — либо еще. Так, непосредственно к Троицкому собору примкнул небольшой одноаписный храм — Никоновский придел (1548), недалеко от них разместилась Духовская церковь (1478); восточнее расположен величественный пятиглавый Успенский собор (1559- 1585), рядом с ним видна филигранная Надкладезная часовня (конец XVII в.); с северной стороны взметнулась в высь свеча пятиярусной колокольни (1740 — 1770), а всю западную сторону занимает протяженный Казначейский корпус келий (XVII — XIX вв.). В просветах между этими зданиями и как бы обрамляя их видны Митрополичьи покои (1778), монументальная Трапезная на высоких арках гульбища (1686- 1692) с миниатюрной восьмигранной Михеевской церковью (1734) у ее подножия, букет золотых глав высокой надвратной церкви (1693- 1699) над главным входом в монастырь, великолепно убранные изразцами торжественные царские Чертоги (конец XVII в.), вычурная ротонда Смоленской церкви на своеобразном стилобате из четырех криволинейных лестниц- папертей (1745) и нарядные Больничные палаты с шатровой церковью Зосима и Савватия (1635- 1638). Центр этой главной монастырской площади отмечен памятным четырехгранным обелиском из песчяника (1792), на гранях которого, говоря словами Н.М. Карамзина, “ изображены четыре эпохи славы монастыря и незабвенные услуги, оказанные им России”.

Троицкий собор, как главная святыня монастыря, больше и чаще других зданий подвергался различным дополнениям и переделкам. В следствии этого к началу XX века облик Троицкого собора оказался существенно искаженным.

III. Архитектура Троицкого собора .

Исследования, а затем полная реставрация памятника (1966) показали, что он представляет собой образец того нового типа храма, который был выработан на московской земле в годы высокого подъема национального искусства, последовавшего за знаменательной победой на Куликовом поле. Это относительно небольшая четырехстолпная церковь с одной главой и тремя невысокими апсидами; строгую гладь ее стен завершают киливидные закомары, форму которых подхватывают два ряда кокошников, создавая переход к башнеобразному барабану, увенчанному шлемовидным куполом и крестом простого рисунка. Однако, несмотря на небольшие размеры, Троицкий собор производит впечатление величественного и мощного сооружения; весь его облик как бы подчеркивает мемориальное назначение храма, поставленного над гробом Сергия Радонежского. Так, необычен эффектный наклон стен к центру здания (до 45 см), придающий ему особую зрительную устойчивость и вместе с тем устремленность ввысь. Это впечатление усиливается пирамидальным сужением кверху высокого барабана и его постамента, а также последовательным применением подобного приема построения порталов, окон, кокошников и т.д.

Стены собора выложены из правильных блоков белого камня; узкие, редко расположенные щелевидные окна подчеркивают толщину и массивность его конструкций. Членение фасадов сохраняет традиционную трехчастность, но это уже не обычная владимиро- суздальская разбивка поверхности стен лопатками тонкого профиля с полуколонками, переходящими в обрамление закомар. Плоские лопатки Троицкого собора очень массивны и приобретают значение конструктивных пилястр; на их копители опирается арочная кладка килевидных закомар, поле которых отделено от плоскости стен дополнительным уступом. Таким образом, здесь впервые в русской архитектуре появляется оригинальная трактовка классической ордерной системы, получившая затем своебразное развитие в сооружениях последующего столетия.

Единственным украшением фасадов собора служит широкий пояс из трех лент искустно высеченного орнамента; он как бы стягивает тело храма, разделяя его на две неравные по высоте части, а также огибает верх алтарных апсид и высокого барабана главы.

Благодаря строгой закономерности в построении каждого элемента интерьера наклон стен и пилонов, крутые формы арок и сводов создают впечатление значительно большей высоты в храме, нежели это есть на самом деле. Такая стройная система хорошо продуманных искусственных ракурсов и оптических поправок (курватур) лучше всего свидетельствуют о высоком профессиональном мастерстве строителей этого храма, в совершенстве владевших сложным искусством архитектуры.

Торжественная архитектура Троицкого собора, строгость и монументальность форм хорошо соответствовала его назначению в качестве усыпальницы одного из популярных поборников единения земли Русской.

Список используемой литературы

1. Балдин В. Загорск, М., “Искусство”, 1989

2. Балдин В. Загорск, М., “Стройиздат”, 1981

3. Граф Сергей Шереметьев Свято- Троицкая Сергиева лавра, М., Типо-Лит. Н.И. Куманина , Мясницкая, близъ Почтампа., 1898

4. Греков А. Загорский музей заповедник, М., “Московский рабочий”, 1991

5. Нефедов А.Н. На древнем Маковце, М., “Московский рабочий”, 1987

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/kultura-i-ikusstvo/istoriya-osnovaniya-troickogo-monastyrya-rol-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo/

Около 1337 года там, где сейчас величественно возвышается Троице-Сергиева Лавра, был глухой лес, в котором Сергий Радонежский со своим братом Стефаном основали небольшую обитель, чтобы сосредоточившись в уединении, слать Создателю молитвы о помощи всей Руси.

Дело в том, что было это в те далекие времена, когда Русь страдала от постоянных опустошительных набегов ордынских войск. Спасая свою семью от гибели, родители будущего Сергия — Кирилл и Мария с тремя детьми бежали из Ростова в городок Радонеж. В конце жизни родители ушли в Хотьков монастырь, где впоследствии и скончались. А Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и его брат Стефан решили стать отшельниками.

Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским

Основание Троице-Сергиевой Лавры

Вместе срубили братья келью и маленькую церквушку в честь Троицы в глухом необитаемом месте. Однако Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу: скудности постной растительной пищи и тяжких трудов по ее добыванию, зимних морозов и страха от диких зверей, вскоре ушел в благоустроенный московский монастырь. Преподобный Сергий остался один среди елей и медведей. Но душой он был не одинок – с ним были Бог и его Святые.

Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским

Слух об отшельнической жизни Сергия прошел по всей Руси, а его сопребывание с Богом притягивало к себе души людей, искавших праведности. И стекались люди к Сергию, и многие оставались с ним жить – так образовалась Сергиева община, которая в первые десятилетия своего существования жила в страшной нищете. Но постепенно лесная глушь превращалась в монашеский город. А Сергия Радонежского за его безграничную любовь к Богу и людям стали называть святым.

Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским

И именно к святому Сергию обратился за благословением московский князь Дмитрий Донской перед решающим сражением с монгольскими супостатами – Куликовской битвой. Преподобный укрепил дух русского войска, предсказав ему победу, в результате которой Дмитрий стал национальным вождем всех русских земель, а Москва – центром объединения Руси.

Благодаря поддержке святого старца Дмитрий Донской ввел на Руси единодержавие и новый порядок престолонаследования, что способствовало централизации власти. Преподобный Сергий всегда выступал за прекращение междоусобных войн, за единение и укрепление русского государства.

Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским

После смерти святого Сергия в обитель стекались помолиться у гроба Преподобного и русская знать и простой народ. Российские монархи не оставляли без внимания Лавру — правление каждого из них было ознаменовано какой-либо постройкой или перестройкой на территории обители. И с течением времени монастырь превратился в красивейший архитектурный ансамбль.

Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским

В начале 15 века на месте самой первой деревянной церковки был возведен белокаменный Троицкий собор, при постройке которого были обретены мощи Преподобного. Так началось формирование каменного храмового комплекса Лавры.

В середине 16 века при Иване Грозном монастырь в Сергиевом Посаде, в котором, кстати, Иван и был крещен, превратился в оборонительное сооружение – были построены кирпичные стены, укрепленные башнями, вырыты рвы и сооружены запруды. Тогда же возводится мощный Успенский собор, как образ и подобие московского.

Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским

Во времена Смуты за этими стенами иноки обители мужественно выдерживали шестнадцатимесячную осаду польских войск. После Смуты начались времена быстрого развития монастыря. Количество относящихся к нему крестьянских хозяйств было много больше, чем у самого царя. При монастыре работали заводы, производящие кирпич для строительных нужд. Вокруг обители создавались фруктовые сады, в прудах разводилась рыба.

При Петре Первом были построены нарядные и фундаментальные Трапезная церковь и Царские Чертоги, а также Церковь Иоанна Предтечи. Но после вступления России в противоборство со Швецией и начала создания новой столицы на Неве в начале 18 века – по указу царя строительство на территории монастыря временно прекратилось.

Однако, в середине 18 века, при царице Елизавете, начался новый этап в развитии Лавры. Была открыта Духовная семинария, а позднее сюда же переехала и Московская Духовная академия. Сама Елизавета посещала монастырь часто, сопровождая свои посещения увеселительными мероприятиями, для которых был построен специальный Дворец за стенами обители (ныне это Парк «Скитские пруды»). При Елизавете же началось строительство Колокольни.

Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским

К середине 19 века монастырь — крупный и богатый землевладелец, который вел торговлю зерном, предметами быта, солью. К началу 20 века при монастыре функционировали: типография, гостиницы, торговые лавки, различные мастерские.

После революции монастырь был закрыт, монахи выселены, церковные ценности изъяты, многие колокола уничтожены, храмовые помещения использовались в качестве учебных заведений, клубов, столовых.

Но история Лавры на этом не закончилась.

История Сергиевой Лавры после революции

Интересно, что в самый разгар Великой Отечественной войны Сталин пошел на переговоры с Православной церковью, в результате которых часть культовых сооружений была возвращена верующим. Это коснулось и Сергиевой Лавры, в которой с 1946 г. начало вновь функционировать здание Духовной академии, в Успенском соборе возобновились службы, монахи начали возвращаться в обитель.

В 90-х 20 века в Лавре начались активные восстановительно-реставрационные работы по спасению памятников зодчества и культуры. А у стен монастыря был сооружен бронзовый Памятник Преподобному Сергию Радонежскому.

Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским

Сегодня Сергиева Лавра – один из мировых центров православной культуры и просвещения. Здесь расположена Московская Духовная академия и семинария, Регентская и Иконописная школы, проходят Рождественские и Глинские чтения, богословские конференции и т.д.

Источник: http://russo-travel.ru/info/istoriya-sergievoy-lavry/

Последняя бука буква «й»

Ответ на вопрос «Основатель Троице-Сергиева монастыря «, 11 букв:
радонежский

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова радонежский

Назовите монашеское имя отрока Варфоломея? (фамилия)

Основатель и первый игумен монастыря Троице-Сергиевой лавры

Определение слова радонежский в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Ра́донежский — топонимическое прозвище. Кирилл и Мария Радонежские (ум. 1337) — родители Сергия Радонежского, преподобные Русской православной церкви. Никон Радонежский (1350—1426) — ученик Сергия Радонежского, второй игумен Троицкого монастыря. Сергий.

Примеры употребления слова радонежский в литературе.

Михайловское, Луцинское, село у озера, село Радонежское, Дейгунинское, Тыловское, Ротожь, Протасьевское, Аристовское, Лопастенское, Михайловское на Яузе, два села Коломенских.

О свадьбе великого князя он знал, конечно, но не предполагал, что обвенчать Симеона решится сам игумен Святого Богоявления, тот радонежский, понравившийся ему инок, так скоро возвышенный Алексием.

Дмитрий и допрежь того уступал силе духовной, не понимая вполне, но ощущая то высшее, что струилось от Алексия, от Сергия Радонежского и что присутствовало в этом пламенном игумене, которого едва ли не сам Сергий и назначил ему.

Ростове Великом, откуда вышел целый ряд выдающихся деятелей нашей культуры, вышли Кирилловичи, Стефан и Варфоломей, будущий Сергий Радонежский, вышел Епифаний Премудрый, вышел Стефан Пермский, креститель зырян — почему эти замечательные духовно-образовательные твердыни не породили твердого непрерывного наследка своего, не превратились в то, во что должны были превратиться?

Алексия и сподвижник игуменов Сергия Радонежского с Федором Симоновским.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник: http://xn--b1algemdcsb.xn--p1ai/crossword/1170330

Архидиакон антиохийского патриарха Павел Алеппский, посетивший Троицкую обитель 11 июля 1655г., восхищенно заметил: «Этот монастырь не имеет ничего подобного не только в стране Московской, но и во всем мире».

В 1355 г. в Троицком монастыре был введен общежитийный устав, регламентировавший все стороны монашеской жизни. Новый порядок, а также увеличение числа иноков вызвали перестройку всей обители. Вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. Эту схему плана монастырь сохранил до наших дней.

Особый этап в истории монастыря — канонизация его основателя Сергия Радонежского в 1422 г. Это событие было отмечено торжественной закладкой белокаменного Троицкого собора над гробом Сергия.

В 1608-1610 гг. шестнадцать месяцев Троице-Сергиев монастырь находился в осаде 30-тысячного отряда польско-литовских интервентов. Ратный подвиг защитников монастыря приобрел широкую известность в стране и способствовал дальнейшему росту авторитета обители.

В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула «лавра» В середине XVIII в. Троице-Сергиева лавра по количеству принадлежавших ей земель и душ была первой не только среди духовных, но и среди светских феодалов. Во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны.

В 1764 г. в результате секуляризации монастырских земель (объявления их государственной собственностью) Лавра лишилась всех своих владений. Для содержания «штата»: 100 иноков и 100 служителей, средства выделялись государством.

С 1919 по 1946 г. Троицкий монастырь был закрыт.

На рубеже третьего тысячелетия Троице-Сергиева лавра — действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России.

Памятники Троице-Сергиевой лавры

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1993 г.). Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV — XIX вв. лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное пособие по истории русского зодчества.

Троицкий собор (1422 — 1423 гг.) — один из немногих сохранившихся образцов раннемосковского белокаменного строительства. Традиционный крестово-купольный четырехстолпный храм отличается небольшими размерами и скромным резным декором. Своеобразие постройке придает многоярусное завершение, образованное системой закомар и кокошников.

Духовская церковь (1476 — 1477 гг.) — оригинальное кирпичное сооружение, особенностью которого является наличие открытой шестипролетной звонницы у основания барабана купола.

Успенский собор (1559 — 1585 гг.) — самый большой храм Троице-Сергиевой лавры, повторяющий по внешним формам Успенский собор Московского Кремля XV в.

Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия Соловецких (1635 — 1637 гг.) — один из немногих дошедших до наших дней памятников гражданского средневекового зодчества. Между двухэтажными больничными корпусами располагается единственная сохранившаяся в ансамбле монастыря шатровая церковь, Трапезная палата с церковью Сергия Радонежского (1686 — 1692 гг.) — великолепный образец «русского узорочья», бесстолная трехапсидная церковь с одной декоративной главой, перекрытая сомкнутым сводом на распалубках. Снаружи и внутри палаты и церковь пышно декорированы росписью, лепниной, белокаменной резьбой. Так же нарядно выглядят и другие постройки монастыря конца XVII в.: здание Чертогов и Надкладезная часовня

Колокольня (1741 — 1769 гг.) — самое высокое сооружение монастыря. Ее высота вместе с крестом составляет около 88 м. Построенная по канонам классической архитектуры, колокольня производит впечатление отлично найденными пропорциями ярусов и гармоничным сочетанием плоскостей стен и арочных проемов. Венчает здание необычное завершение в форме раковины.

Колокольня — последняя по времени значительная монастырская постройка, своеобразный финальный аккорд уникального архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры.

Источник: http://hotkovo.net.ru/main.php?id=116

Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским

Основание Троице-Сергиева монастыря, расположенного в живописной местности под Москвой, связано с именем одного из наиболее почитаемого на Руси святых — преподобного Сергия Радонежского.

Начало городу положил Троицкий монастырь. Слава Преподобного Сергия и основанного им монастыря влекли к обители иноков и богомольцев. Постепенно вблизи монастыря стали селиться и крестьяне. Первыми поселениями, ставшими основой будущему городу, были села Кокуево, Панино и Клементьево.

Троицкий монастырь всегда был крупным землевладельцем. Принадлежавшие монастырю земли имели большие государственные льготы, что способствовало развитию торговли и ремесел. На территории вокруг монастыря постепенно создавались слободы мастеровых людей. Так появились Иконная и Поварская, Конюшенная и Тележная, Пушкарская и Стрелецкая слободы.

Троице-Сергиева лавра

Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским

В 1355 г. в Троицком монастыре был введен общежитийный устав, регламентировавший все стороны монашеской жизни. Новый порядок, а также увеличение числа иноков вызвали перестройку всей обители. Вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. Эту схему плана монастырь сохранил до наших дней.

Особый этап в истории монастыря — канонизация его основателя Сергия Радонежского в 1422 г. Это событие в 1422 г. было отмечено торжественной закладкой белокаменного Троицкого собора над гробом Сергия.

В монастыре получил крещение Иван Грозный, в годы правления которого придавалось большое значение превращению монастыря в мощную крепость, имевшую важное значение на подступах к Москве. Вместо деревянной ограды в 1540-1550 гг. была выстроена мощная стена с башнями из кирпича и камня.

В 1608-1610 гг. шестнадцать месяцев Троице-Сергиев монастырь находился в осаде 30-тысячного отряда польско-литовских интервентов. Ратный подвиг защитников монастыря приобрел широкую известность в стране и способствовал дальнейшему росту авторитета обители.

Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежскимПри Петре I монастырь по-прежнему сохранял значение царской крепости. В 1689 г. во время стрелецкого бунта в Москве царь Петр укрылся за стенами монастыря.

В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула «лавра» В середине XVIII в. Троице-Сергиева лавра по количеству принадлежавших ей земель и душ была первой не только среди духовных, но и среди светских феодалов. Во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны.

В 1764 г. в результате секуляризации монастырских земель (объявления их государственной собственностью) Лавра лишилась всех своих владений. Для содержания «штата»: 100 иноков и 100 служителей, средства выделялись государством.

С 1919 по 1946 г. Троицкий монастырь был закрыт.

На рубеже третьего тысячелетия Троице-Сергиева лавра — действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России. На территории монастыря находятся Московские Духовные академия и семинария, а также музей-заповедник. Все они по-своему служат сохранению духовных традиций, истории и памятников этого удивительного места, где жива душа России.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1993 г.). Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV — XIX вв. лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное пособие по истории русского зодчества.

Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским

Самые древние церкви Сергиева Посада — это расположенные с юго-восточной стороны от Троице-Сергиевой лавры, у поножия холма, «на Подоле» — церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы Параскевы Пятницы. В 1547 г. на месте деревянной приходской церкви Служней слободы выстроили сразу две каменные церкви. Введенская церковь была построена на средства боярина И. Хабарова, строительство Пятницкой церкви финансировал Троицкий монастырь.

Троицкий собор (1422 — 1423 гг.) — один из немногих сохранившихся образцов раннемосковского белокаменного строительства. Традиционный крестово-купольный четырехстолпный храм отличается небольшими размерами и скромным резным декором. Своеобразие постройке придает многоярусное завершение, образованное системой закомар и кокошников.

Духовская церковь (1476 — 1477 гг.) — оригинальное кирпичное сооружение, особенностью которого является наличие открытой шестипролетной звонницы у основания барабана купола.

Успенский собор (1559 — 1585 гг.) — самый большой храм Троице-Сергиевой лавры, повторяющий по внешним формам Успенский собор Московского Кремля XV в.

Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия Соловецких (1635 — 1637 гг.) — один из немногих дошедших до наших дней памятников гражданского средневекового зодчества. Между двухэтажными больничными корпусами располагается единственная сохранившаяся в ансамбле монастыря шатровая церковь.

Трапезная палата с церковью Сергия Радонежского (1686 — 1692 гг.) — великолепный образец «русского узорочья». Снаружи и внутри палаты и церковь пышно декорированы росписью, лепниной, белокаменной резьбой. Так же нарядно выглядят и другие постройки монастыря конца XVII в.: здание Чертогов и Надкладезная часовня.

Колокольня (1741 — 1769 гг.) — самое высокое сооружение монастыря. Ее высота вместе с крестом составляет около 88 м. Построенная по канонам классической архитектуры, колокольня производит впечатление отлично найденными пропорциями ярусов и гармоничным сочетанием плоскостей стен и арочных проемов. Венчает здание необычное завершение в форме раковины.

Колокольня — последняя по времени значительная монастырская постройка, своеобразный финальный аккорд уникального архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры.

В 1782 г. слободам и селам был присвоен статус посада и название «Сергиевский». Капитальное строительство в городе вела в основном только Лавра. Поблизости от монастыря были построены монастырские гостиницы, богадельни, лавки, доходные дома и т.д. Такому строительству способствовал приток богомольцев, возросший в связи с постройкой благоустроенного шоссе (1845) и открытием железной дороги (1865) между Москвой и Сергиевым Посадом. Экономическая жизнь города также находилась в зависимости от нужд монастыря. В связи с большим спросом у паломников на предметы религиозного культа здесь было развито производство крестов, подсвечников, икон и т.д.

Но наибольшую популярность завоевала сергиевская игрушка. Недаром Сергиев Посад называли «столицей потешного царства». Купить игрушку у стен Лавры — значит совершить богоугодное дело. Ведь сам Преподобный Сергий резал игрушки на потеху ребятишкам.

Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским

Расстояние: 71 км к северо-востоку от Москвы

Как добраться: электрички с Ярославского вокзала Москвы; автобусы (от Метро «ВДНХ» №388, каждые 15 мин)

Экскурсию в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру вы можете заказать в туристическом агентстве «Бюро путешествий «ТУРПОСАД+» (г. Сергиев Посад)

Источник: http://www.sergiev-posad.ru/Gotoshotsearch.asp?ID=17553

Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским

  • Храмы
  • Святые

тел.: +7 (49654) 053 34

архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков)

  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским
  • Троице-сергиева лавра — информация на портале энциклопедия всемирная история, основание троицкого монастыря сергием радонежским

Троице-Сергиева лавра — крупнейший монастырь и духовный центр России, находится в подмосковном городе Сергиев Посад (в 1930-1991 годах город именовался Загорском). Обитель основана преподобным Сергием Радонежским.

В 1337 году Сергий Радонежский вместе со старшим братом Стефаном поселились в труднопроходимой лесной чаще под Радонежем на холме Маковец. В 1340 году они построили деревянный храм во имя Святой Троицы. Через несколько лет вокруг Сергия Радонежского стали собираться люди, желавшие монашеской жизни. Со временем Троицкая обитель превратилась в самый влиятельный монастырь России.

Несмотря на крупные пожары и набеги иноземцев, монастырь укреплялся и рос. В середине XVI века были возведены мощные крепостные стены и 12 башен. В Смутное время монастырь стал одним из центров борьбы с польско-литовскими захватчиками, помогал организовывать народное ополчение. В XVIII—XIX веках обитель стала одним из богатейших монастырей России. С 1744 году монастырю присвоено почетное звание лавры. С 1814 года в лавре располагается Московская духовная академия.

После революции, осенью 1919 года лавру закрыли. В 1920 году она была превращена в историко-архитектурный музей. Монахи были выселены, службы в храмах прекращены. В 1946 году советское правительство вернуло лавру Русской православной церкви. Троице-Сергиева Лавра охраняется ЮНЕСКО как архитектурный памятник.

Интересные факты о Троице-Сергиевой лавре

В битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 года, в которой русское войско под предводительством князя Дмитрия Донского разгромило армию Мамая, сражались монахи Троицкой обители богатыри Александр Пересвет и Родион Ослябя. Они погибли в сражении и были причислены Русской православной церковью к лику святых. День памяти — 20 сентября (7 сентября по старому стилю).

Каменный Троицкий собор был построен в 1422 году сербскими монахами из Косово, нашедшими в монастыре прибежище после захвата Сербии турецкими завоевателями.

Монастырю покровительствовал царь Иван IV Грозный. В Троицком соборе он был крещен, в 1547 году после венчания дошел с супругой пешком из Москвы до монастыря. Много жертвовал на строительство и украшение. Были возведены мощные стены, и монастырь превратился в крепость.

Архитектурный комплекс состоит из более чем 50 зданий: храмов, башен, келий, мастерских, гостиниц. Главные здания лавры:

Троицкий собор (1422—1423)

Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476—1477)

Успенский собор (1585)

Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623)

Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635—1637)

Успенский кладезь с часовней (1644 — конец XVII века)

Церковь преподобного Сергия с трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686—1692)

Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693—1699)

Михеевская церковь (1734)

Смоленский храм (1746—1753)

В Смутное время монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских войск — с сентября 1608 года по январь 1610-го. Обитель многократно штурмовалась, обстреливалась из множества орудий. Монастырю нанесли сильный урон, начавшаяся во время осады эпидемия цинги унесла жизни более 2000 человек. После снятия осады монахи не только восстановили монастырь, но и стали помогать жителям окрестных земель, пострадавших от западных захватчиков. Важную роль в это время сыграл настоятель монастыря, впоследствии канонизированный преподобный Дионисий Радонежский.

Патриархи Московские и всея Руси именуются также священноархимандритами Троице-Сергиевой лавры. Это подразумевает главенствующую роль монастыря среди российских обителей.

В 1739 году императрица Анна Иоанновна подписала указ «О бытии Троице-Сергиеву монастырю первостепенным» монастырем Российской империи.

В лавре захоронены представители знатных русских родов: Годуновы, Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие.

Здесь жили и работали многие знаменитые церковные писатели: Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Максим Грек, Авраамий Палицын, иконописцы: Андрей Рублев, Даниил Черный, резчик Амвросий.

На лаврской звоннице находится один из старейших колоколов в России, называемый «Лебедь». Его в 1594 году передал монастырю царь Борис Годунов. «Лебедь» уцелел после революции, когда большевики уничтожали лаврские колокола.

В 1782 году села и слободы вокруг лавры были объединены в Сергиевский посад указом императрицы Екатерины II. В 1919 году посад получил статус города и был переименован в Сергиев, а в 1930-м — в Загорск. В 1991 году городу вернули название Сергиев Посад. Это единственный город в Московской области, включенный в туристический маршрут «Золотое кольцо России».

В XVIII—XIX веках в окрестностях монастыря возникли небольшие связанные с лаврой обители: Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и пустынь Святого Параклита. В настоящее время Троице-Сергиевой Лавре принадлежит более 20 скитов и подворий, многие из которых находятся в городе Сергиев Посад (Пятницкое подворье, Всехсвятское подворье, Гефсиманский Черниговский скит) и его окрестностях (Пересветское подворье, скит Параклит), а также два подворья в Москве (храм Троицы Живоначальной в Троицкой слободе и храм преподобного Сергия в Сергиевском подворье). Подворье в Санкт-Петербурге было закрыто в 1923 году и ныне не действует.

Источник: http://rublev.com/monastyri/troitse-sergieva-lavra

Ссылка на основную публикацию