Таинства православной церкви: таинства православной церкви

Таинства

«Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ).

Православные Таинства – священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.

В Православии принято семь Таинств: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Крещение, покаяние и евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете. О Божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное Предание.

Таинства это то, что неизменно, онтологически присуще Церкви. В отличие от этого видимые священнодействия (обряды), связанные с исполнением Таинств, формировались постепенно на протяжении истории Церкви. Совершитель Таинств – Бог, совершающий их руками священнослужителей.

Таинства составляют Церковь. Только в Таинствах христианская община превосходит чисто человеческие мерки и становится Церковью.
прот. Г. Флоровский

Источник: http://azbyka.ru/1/sem_tserkovnyh_tainstv

Православная Жизнь

Объясняет священник Андрей Чиженко.

Таинства православной церкви: таинства православной церкви

Обратимся к православному катехизису. Само слово «катехизис» в переводе с греческого языка обозначает «поучение, наставление». В церковной литературе катехизисом называется руководство, содержащее основные положения христианского вероучения. Одним из таких положений является учение о Таинствах.

Православные Таинства – священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.

Преподаватель Московской духовной семинарии протоиерей Геннадий Нефедов в своей книге «Таинства и обряды Православной Церкви» пишет: «В Таинствах Царство Небесное приближается к человеку настолько, что благодатной силой его сообщается высшая мера освящения самым истокам нашего естества через видимые священнодействия. В каждом Таинстве на человека изливается особый дар Божественной благодати». А выдающийся богослов XX столетия протоиерей Георгий Флоровский отмечал, что Таинства составляют Церковь. Без Таинств не может быть и Церкви.

Также следует сказать, что Таинства существовали в новозаветной Церкви от самого Ее начала. Они непосредственно либо установлены Самим Господом нашим Иисусом Христом, либо его ближайшими учениками – святыми апостолами.

Одним из главных качеств Таинств является то, что в них на человека таинственным образом сходит благодать Святого Духа, изменяющая человека неким корневым фундаментальным образом.

Так, к примеру, в Таинстве Крещения человек очищается от первородного греха и вообще от греха. Он соединяется с Богом. И перед ним открывается возможность войти в рай.

В Таинстве Миропомазания человеку подается благодать Святого Духа, поставляющая его на путь духовной жизни. Это посвящение человека быть храмом Божиим и совершать течение жизни православного христианина.

В Таинстве Брака мужчина и женщина опять же благодатью Святого Духа становятся одной плотью. Им подается благодать Божья, освящающая их семейный союз. Им преподается благословение Господне на продолжение рода.

В Таинстве Покаяния Господь прощает человеку грехи и дарует силы разуметь волю Божию о себе самом.

В Таинстве Евхаристии человек максимально близко для него соединяется с Господом нашим Иисусом Христом. Происходит обожение человека.

В Таинстве Елеосвящения (Соборования) человеку подается благодать, которая врачует, исцеляет его для того, чтобы он жил и спасался в Церкви.

В Таинстве Священства определенным людям, избранным из среды верующих, сообщаются Богом духовная власть и сила совершать Таинства, пасти и назидать верующих, врученное священству стадо Христово.

Из вышесказанного мы видим, что в Таинстве человек приобретает уже иное небесное качество, которое помогает ему идти дорогой в Царствие Небесное. При совершении Таинства меняется духовная природа человека. Он получает особые благодатные дары Святого Духа, которые обоживают его.

Таинств в Православной Церкви семь: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Евхаристии, Елеосвящения, Брака и Священства. Символически цифра «семь» в православном богословии всегда обозначала полноту Божественной благодати.

Что касается обрядов, то если Таинства – это духовная таинственная составляющая Церкви, соединяющая человека и Бога, то обряды – это внешняя форма богослужения и богопочитания; священнодействие, совершаемое по определенному чину, т. е. порядку, имеющее определенное внутреннее духовно-символическое содержание.

Внешними знаками совершения Таинств являются обряды. Т. е. они составляют внешнюю, видимую сторону совершения Таинств: возложение рук в Таинстве Священства, помазывание святым елеем, смешанным с вином в Таинстве Елеосвящения и т.д.; прочтение определенных молитв.

Обряды также могут Таинствами и не быть. В Церкви существует много обрядов, призванных помогать православному христианину в его земной жизни и соделывать ее лестницей на Небо – каждодневным движением в Царствие Небесное. К таким обрядам можно отнести различные молебны и освящения (нательных и поклонных крестов, домов, автомобилей и пр.). И если Таинства с течением времени остаются неизменными и вечными, то обряды могут меняться. Так, к примеру, молебное пение о тех, кто хочет совершить воздушное путешествие на самолете. До XX века такого молебна, естественно, не было.

В священных текстах Господь часто сравнивается с птицей, которая обнимает мир, как птенцов своих в гнезде. Бог через Церковь Свою желает освятить каждый миг, каждую черточку человеческой жизни и, преображая ее, привести человека ко спасению. В этом главная суть Таинств и обрядов Православной Церкви.

Источник: http://pravlife.org/ru/content/tainstva-i-obryady-pravoslavnoy-cerkvi-v-chem-otlichie

7 Таинств Православной церкви

Таинства православной церкви: таинства православной церкви

1. ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ есть такое священное действие. в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а так же и от всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатию Святаго Духа в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т.е. благодатного Царства Христова. Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие», сказал Сам Господь (Иоан 3, 5)

2. ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ — таинство, в котором верующему подаются дары Святаго Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. Апостол Павел говорит: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1, 21-22)
Таинство Миропомазания — пятидесятница (сошествие Святаго Духа) каждого христианина.

3. ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ (Исповедь) — таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан.20, 22-23).

4. ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ (Евхаристия) — таинство, в котором верующий (православный христианин), под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни. Сам Господь наш Христос установил таинство святого причащения во время последней Тайной вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: «взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: приимите ядите: сие есть Тело мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Так же взяв чашу и благодарив подал им, говоря: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многия изливаемая во оставление грехов. Сие творите в мое воспоминание».
В беседе с народом, Иисус Христос сказал: «если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть моя истинно есть пища, и кровь моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем» (Ин. 6, 53-56)

5. БРАК (Венчание) есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1, 28).
Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27). И сказал: посему оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью (Быт. 2, 24), так что они уже не жвое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19, 4-6).
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее любящий свою жену любит самого себя» (Ефес. 5, 25,28)
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос есть глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефес. 5, 22-23)
Семья есть основа Церкви Христовой. Таинство брака не обязательно для всех, но лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь, которая по учению Слова Божия, выше брачной жизни, и есть один из величайших подвигов (Мф. 19, 11-12; 1 Кор. 7, 8-9, 26, 32, 34, 37, 40 и др.).

6. СВЯЩЕНСТВО есть таинство, в котором правильно избранный человек (в епископа, пресвитера или жьякона), через архиерейское рукоположение, получает благодать Святого Духа, для священного служения Церкви Христовой.
Это таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители..
Таинство священства есть установленние божественное. Св. апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых , на дело служения, для созидания Тела Христова». (Ефес. 4, 11-12).
Степеней священство три:
1. Посвящаемый в дьякона получает благодать служить при совершении таинств.
2. Посвящаемый во священника (пресвитера) получает благодать совершать таинства.
3. Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

7. ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ (Соборование) есть таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.
Таинство елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.
Это таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь, они «многих больных мазали маслом, и исцеляли» (Марк. 6, 13).
Особенно подробно говорит об этом таинстве апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть приховет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и возстваит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Источник: http://skorb.cerkov.ru/7-tainstv-pravoslavnoj-cerkvi/

Семь таинств Православной Церкви

Таинство — священнодействие, через которое на человека действует Благодать Божия. Таинства установлены Христом или Его апостолами и призваны изменить внутреннюю жизнь человека.

1 Крещение

Суть Таинства: Присоединение к Церкви, рождение во Христе.

Главное священнодействие: Троекратное погружение в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь.
И Святаго Духа. Аминь».

2 Миропомазание

Суть Таинства: Освящение всего человека, сообщение ему благодати Святого Духа.

Главное священнодействие: Крестообразное помазание священником лба, глаз, ноздрей, ушей, груди, рук и ног новокрещеного освященным миром со словами «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

3 Причащение

Суть Таинства: Соединение верующего со Христом.

Главное священнодействие: На Литургии в Таинстве Евхаристии хлеб и вино прелагаются (пресуществляются) в истинные Тело и Кровь Христовы, которые вкушают верующие. Центральным моментом Литургии является чтение молитвы «Анафора» с благословением хлеба и вина. Из этой молтивы верующие в храме слышат только слова, сказанные Христом при установлении Евхаристии на Тайной Вечери: «Приимите,ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов! Аминь. Пийте от нея вси,сия есть кровь Моя Новаго Завета,яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов! Аминь» (см. Мф 26:26-28).

4 Елеосвящение

Суть Таинства: Исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов.

Главное священнодействие: Чтение семи отрывков из Апостольских посланий и Евангелия. После каждого чтения священник произносит молитву о больном и совершает помазание его лба, щек, груди и рук освященным маслом -елеем. По окончании последнего чтения священник возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемого и молится о прощении его грехов.

5 Покаяние

Суть Таинства: Исповедание своих грехов перед Богом и получение прощения.

Главное священнодействие: После открытого исповедания своих грехов перед Богом, священник, присутствующий при совершении Таинства и являющийся свидетелем покаяния, произносит две молитвы. В первой звучат слова «примири и соедини его со Святой Твоей Церковью». Вторая называется «разрешительной»: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами своего человеколюбия да простит ти чадо (имя) вся согрешения твоя, и аз недостойный иерей Его властию мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

6 Священство

Суть Таинства: Через возложение рук епископа верующему дается благодать совершать Таинства.

Главное священнодействие: Рукоположение совершается во время Литургии. Чин и порядок поставления в разные степени священства (диакон, священник, епископ) различен. В завершение чина ставленника одевают в облачение, соответствующее его новому сану, при этом архиерей (или собор архиереев), совершающий Таинство, возглашает «Аксиос!»
(греч,- «достоин»), на что священники и хор отвечают троекратным «Аксиос!» — «достоин!».

7 Брак

Суть Таинства: Благословение супружества как совместного пути к Богу.

Главное священнодействие: Во время совершения Таинства Венчания священник возлагает на головы жениха и невесты венцы, трижды произнося прошение: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Источник: http://iamruss.ru/sem-tainstv-pravoslavnoj-tserkvi/

Важнейшие Таинства православной Церкви

Практически с момента основания в церкви присутствуют священнодействия, выводящие церковную жизнь с человеческого уровня на Божественный, мистический – это православные Таинства. Открыв церковный словарь, мы прочитаем определение понятия — Таинства православной церкви, из которого узнаем, что так принято называть семь обрядов, во время которых по молитве верующих на них сходит благодать Святого Духа, очищая, укрепляя, давая силу на дальнейшую благочестивую жизнь.

Все существующие на сегодняшний день православные Таинства окончательно установились в III‑IV веках нашей эры и имеют под собой в качестве обоснования учение Иисуса Христа. Все Таинства, несмотря на то, что происходят тайно (отсюда и название), имеют внешнее выражение – обряд, сопровождаемый определенными действиями и молитвами. Всего существует семь православных Таинств: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Покаяние, Елеосвящение.

Семь православных Таинств

Таинства православной церкви разделяются на повторяющиеся и неповторяющиеся, то есть такие, которые можно принять один раз в жизни (Крещение, Миропомазание, Священство), и такие, которые можно принимать неоднократно (Евхаристия, Покаяние, Елеосвящение). С определенными оговорками и исключениями к повторяющимся православным таинствам можно отнести и Брак. Хотя Господь и запретил разводы и повторные браки, но сегодня, учитывая несознательность и духовную слабость людей, церковь в отдельных случаях благословляет разрыв и повторное венчание.

  • Крещение – это самое первое православное Таинство, к которому приступает христианин; оно символизирует вступление верующего в лоно Христовой Церкви. Совершается Крещение путем троекратного погружения крещаемого в освященную воду.
  • Миропомазание – Таинство, совершаемое сразу после Крещения. Во время него, согласно учению церкви, окрестившийся получает дары Святого Духа. Внешне это выражается таким образом: священник или епископ специальным освященным маслом (миро) помазывает человеку лоб, глаза, уши, ноздри, руки, грудь и ноги, произнося при этом «Печать дара Духа Святого».
  • Евхаристия, или Причащение – одно из важнейших Таинств православной Церкви, установленное еще Христом. Во время него, при произнесении священником особенных, тайных молитв, которые не должны слышать миряне, хлеб и вино, принесенные в жертву, претворяются в Тело и Кровь Христовы. Евхаристия происходит во время совершения Божественной Литургии.
  • Покаяние (Исповедь) – православное Таинство, во время которого христианин очищается от груза накопившихся грехов. Исповедь всегда предшествует Причащению, но может быть принята священником и отдельно. Священнослужитель обязан хранить тайну исповеди, за ее разглашение он отлучается от служения.
  • Брак (Венчание). Во время этого таинства жених и невеста, после заявленного ими намерения вступить в брак, получают от Духа Святого благодать на создание семьи – малой церкви.
  • Священство – Таинство православной церкви, доступное не всем. Его совершают только над мужчинами, прошедшими специальное обучение и имеющими желание посвятить свою жизнь служению Богу и людям. Это Таинство имеют право совершать только архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи).
  • Елеосвящение – православное Таинство, про которое Христос сказал: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

Православные Таинства это семь шагов ко спасению

Таинства православной церкви, согласно христианскому вероучению, совершают только священники и епископы, получающие это право от апостолов согласно правилу апостольской преемственности. Обряды выполнения святых Таинств передаются из поколения в поколение, и никакие изменения в их содержание вносить нельзя. В некоторых случаях (например, смертельной опасности) мирянин может совершить Таинство Крещения. Для этого ему нужна любая вода. Нужно троекратно окропить крещаемого водой, произнося при этом «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь».

Известны случаи, когда православное Таинство Крещения осуществлялось в пустыне, с помощью песка. В случае благополучного финала, необходимо, чтобы над крещенным таким образом человеком священник совершил в храме Таинство Миропомазания.

Источник: http://www.sudba.info/vazhnejshie-tainstva-pravoslavnoj-cerkvi/

Христианские таинства

Таинствами в христианстве именуются культовые действия, с помощью которых под видимым образом верующим сообщается невидимая благодать Божия. Православная и католическая церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), священство, брак (церковный) и елеосвящение (соборование). Лютеране признают крещение и причащение, англиканская церковь — крещение, причащение, брак.

Крещение — таинство, которое символизирует принятие человека в лоно христианской церкви. При крещении человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается в жизнь духовную, святую. Ритуал крещения состоит либо в погружении новорожденных в наполненную водой купель (в православии), либо в окроплении их водой (в католицизме). В протестантских церквах, как правило, крестят уже совершеннолетних.

Миропомазание — таинство, целью которого является наделение человека божественной благодатью. Ритуал миропомазания состоит в смазывании лба, глаз, ушей и других частей лица и тела верующего ароматическим маслом — миррой.

Причащение (евхаристия) — таинство, состоящее в том, что верующих потчуют хлебом и вином, символизирующими тело и кровь Христа. Тем самым верующие, по учению церкви, становятся стелесниками Иисуса Христа, участниками божеского естества.

Покаяние (исповедь) — раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения (отпущение грехов) именем Христа. При этом церковь гарантирует тайну исповеди.

Священство — таинство, посредством которого совершается возведение в сан священнослужителя. Согласно церковному вероучению, священство есть таинство наделения через епископское рукоположение (хиротонию) рукополагаемого особой благодатью, делающей его посредником между Богом и людьми. Священство имеет три степени: дьякона, пресвитера и епископа.

Брак — таинство, которое совершается при заключении церковного брака. Будущие супруги, давая перед алтарем обещание в верности друг другу, получают через совершение таинства брака благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Таким образом, сам Бог оберегает брачный союз людей. Церковь подчеркивает, что главным в браке является не юридический или экономический, а нравственный элемент, который тождествен религиозному.

Елеосвящение (соборование) — таинство, совершаемое над больным и заключающееся в произнесении определенных молитв, которые сопровождаются помазанием освященным елеем лба, щек, губ, груди и рук. Православная церковь учит, что елеосвящение исцеляет человека от телесных и душевных болезней и одновременно освобождает от тех грехов, в которых он не успел раскаяться сам. Католики не признают за елеосвящением исцеляющих функций, а усматривают в нем успокоительное напутствие умирающему.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник: http://info.wikireading.ru/86555

Семь Таинств Православной Церкви

Таинство (греч. мистерион — тайна, таинство) — священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья.

Слово «таинство» имеет в Священном Писании несколько значений:

1. Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.

2. Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для ангелов.

3. Особое действие промысла Божия по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божия сообщается им в видимом.

По отношению к церковным священнодействиям, слово «таинство» включает в себя и первое, и второе, и третье понятие.

В широком смысле, все, совершаемое в Церкви является таинством.

Это касается не только служб, которые совершают священники, но и жизни прихожан — верующих, составляющих Церковь как тело Христово. Обращение человека к Богу, молитва, и божественный ответ, который каждый молящийся от всего сердца обязательно получает — это непостижимая тайна. Но жизнь верующих людей наполнена этой тайной, они погружаются в нее вновь и вновь, и выходят из этого опыта другими — утешенными в страдании, наполненными духовной силой и радостью. Всю жизнь человек учится понимать, что говорит ему Бог — в знаках или символах, в случайных встречах, в словах церковных песнопений, в книгах и фильмах, в событиях окружающей жизни.

Даже то, что кто-то неожиданно задумался о вере, остановился, заглянул случайно в церковь, несомненно является промыслом Божиим об этом человеке. Вся цепь обстоятельств, в силу которых человек оказывается на пороге храма, принимает в свой внутренний мир нечто неведомое, совершенно непривычное — есть не что иное, как действие Бога в отдельной человеческой жизни.

Об этом пишут апостолы, это очень хорошо понимали первые христиане, в творениях христианских Святых — учителей Церкви и угодников Божиих с особой силой и ясностью проводится мысль о том, что вся жизнь человека в следовании за Христом — это тайна немыслимая и великая.

В древней Церкви не существовало специального термина для обозначения таинств как отдельной категории церковных действий. Понятие misterion использовалось сначала в более широком и общем смысле «тайны спасения», и только во втором, дополнительном значении оно употреблялось для обозначения частных действий, дарующих благодать, то есть собственно таинств. Таким образом, под словом таинство, Святые Отцы понимали все, что относится к Божественному домостроительству нашего спасения.

В последующие века, христианская традиция, которая сложилась в богословских школах к 15 веку, выделяет из множества благодатных церковных священнодействий семь собственно таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.

Таинства характеризуются следующими обязательными свойствами:

1. Таинства учреждены Богом

2. В таинстве на человека нисходит сила Божия — невидимая благодать

3. Таинство совершается путем зримых и понятных священнодействий

Внешние действия («видимый образ») имеют значение не сами по себе, они предназначены для человека, приступающего к таинству. Это объясняется тем, что по природе человек нуждается в видимых средствах, для восприятия невидимой силы Божией.

Непосредственно в Евангелии упоминаются три таинства — Крещения, Причащения и Покаяния. Указания о Божественном происхождении других таинств можно найти в Деяниях и апостольских Посланиях, а также в творениях учителей Церкви первых веков христианства ( св Иустин Мученик, св Климент Александрийский, св Ириней Лионский, Ориген, Тертуллиан, св Киприан и др.)

В каждом таинстве верующему сообщается определенный благодатный дар:

1. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.

2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни.

3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.

4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.

5. В Таинстве Елеосвящени при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.

6. В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.

7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.

Таинства православной Церкви делятся на обязательные для всех христиан:

Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение, и необязательные — это таинства Брака и Священства. Кроме того различают повторяемые таинства — Покаяние, Причащение, Елеосвящение, и при определенных условиях — Брак; и неповторяемые, к ним относятся Крещение, Миропомазание и Священство.

Источник: http://kreshchenie.ru/articles/sem-tainstv-pravoslavnoy-cerkvi/

Таинства Православной Церкви

Раздел публикаций, посвященных объяснению истории, сущности и значения Таинств, жизни христианина в Таинствах, ответы на недоуменные вопросы, обличение ошибок и искажений и т.п.

«. Таинство есть видимое священное действие, которое при помощи известного обряда сообщает верующему невидимую, но действенную благодать Божию. Название «таинств» утвердилось в Церкви за семью чинопоследованиями: Крещение, Миропомазание, Причащение-Евхаристия, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение. В Крещении человек таинственно рождается в духовную жизнь; в Миропомазании получает благодать возвращающую и укрепляющую; в Причащении питается духовно; в покаянии врачуется от духовных болезней (от грехов); в Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения, молитвы и таинств; в Браке получает благодать, освящающую супружество, естественное рождение и воспитание детей; в Елеосвящении врачуется от болезней телесных посредством исцеления от духовных

Михаил Помазанский, протопресвитер

Догматическое богословие. – Клин:

Фонд «Христианская жизнь», 2001

Таинства православной церкви: таинства православной церкви

  • Диалоги. Диалог пятый. О Таинствах — протоиерей Валентин Свенцицкий
  • «О таинствах»— святитель Амвросий Медиоланский
  • Святоотеческие основания православного учения о Таинствах — митрополит Диоклийский Каллист
  • Богослужение. Требы и Таинства— протоиерей Михаил Шполянский
  • Новозаветные корни православного учения о Таинствах — архимандрит Ианнуарий Ивлиев
  • Канонические основания сакраментологии — протоиерей, профессор Московской духовной академии Владислав Цыпин
  • Понятие «таинство» в православном богословии — Михаил Иванов
  • Азбука веры — Основы православной веры. Символы, основополагающие понятия, Таинства, богослужения, все это детально показано и доходчиво прокомментировано в этом просветительском фильме. «Азбука» будет незаменима для тех, кто делает свои первые шаги в храме и ищет ответа на вопросы: как ставить свечи, креститься, писать записки; как устроен храм и что происходит во время служб и Таинств.
  • Таинства в инославии: благодать вне церкви или форма без благодати? — Андрей Горбачев
  • Богословское обоснование «икономической теории» — Андрей Горбачев

Источник: http://www.k-istine.ru/base_faith/mystery/mystery.htm

Статьи

7 Таинств Христианства

Православные таинства
В православном христианстве существует 7 таинств: крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), евхаристия (причащение), елеосвящение (соборование), таинство брака и таинство священства.

Крещение

Это первое из таинств, оно знаменует собой вступление верующего в мир христианства, присоединение к церкви Христа. Его установление по Евангелиям началось с крещения (очистительного погружения в воду), совершаемого Иоанном Предтечей. Начало традиции христианского крещения было положено словами Иисуса Христа: «. идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19; Мк 16:16).

Миропомазание

По канонам Православной церкви, сразу после крещения христианин принимает таинство миропомазания, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной.

Покаяние или исповедь

Это таинство очищает верующего от совершенных им после крещения грехов и дает силы продолжить подвиг земной христианской жизни. Исповедуя свои грехи перед священником, христианин получает от него прощение и таинственным образом разрешается от грехов самим Богом.

Евхаристия или причащение

Главное христианское таинство. В завершающей части литургии верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Принимая Святые Дары, христианин соединяется с самим Христом и делается сопричастным Его церкви.

Таинство елеосвящения или соборование

Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Точнее это Таинство раскрывается в Послании апостола Иакова, где указаны совершители его: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Таинство брака

Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Источник: http://mirvsem.com.ua/ru/7mysteries

Основные таинства Русской Православной Церкви

Отношение к Богу у некоторых наших сограждан достаточно странное. Многие полагают, что им будет даровано прощение и вечная жизнь, если они будут регулярно посещать церковь, по большим праздникам раздавать бедным милостыню и носить нательные именные иконы из золота. При этом основополагающие правила поведения верующего человека для них остаются тайной за семью печатями, а Православные обряды они воспринимают как театрализованные действа, полностью игнорируя их глубинный смысл.

​Между тем подобное положение дел является крайне несправедливым, ведь таинство обряда — это сокровенная мысль, имеющая немалую силу и неисчерпаемую энергетику, которая одаривает верующего невидимой Божьей благодатью. Поэтому если вы ищите свою собственную тропинку к Истине, разбираться в основных Православных обрядах будет совсем нелишне. Ведь в их основе — отголоски многовековой истории русского народа.

Крещение

Одно из важнейших и самых сокровенных таинств, символизирующее обретение духовной связи только что народившегося человека с Богом. Изображение Ионанна Крестителя, как особенно почитаемого святого, мы можем увидеть на многой православной продукции. К сожалению, Крещение стало весьма популярным в обычной светской жизни, отчего оно многими воспринимается с недостаточной серьезностью. Еще более недопустима ситуация, когда к таинству человек приходит «за компанию», не желая при этом воспринимать происходящее с должной серьезностью.

Миропомазание

Чаще всего совершается после Крещения, хотя в отдельных случаях допускается самостоятельное проведение этого обряда. Православная Церковь считает, что без Миропомазания верующий не готов к Причастию, являясь, даже в весьма зрелые года, своеобразным «ребенком». Кстати, согласно Большому Требнику, подобным образом к Истине может прийти человек, крещенный в младенчестве, но после воспитываемый вне канонов и правил Православной Веры.

Покаяние

Обряд, почитаемый верующими вторым по значимости после Крещения. Покаяние – это немалый, требующий полной самоотдачи труд, предпринимаемый согрешившим человеком для восстановления связи с Богом. Считается, что обряд имеет смысл только в том случае, если христианин искренне раскаялся в совершенных грехах, ставших ему ненавистными. Это принимается Богом как самая большая жертва, на которую способен верующий. Покаяние является необходимым условием для спасения души после смерти.

Причащение (Евхаристия)

Один из самых сокровенных обрядов, который напоминает верующим о страданиях Иисуса Христа. Ведь вкушаемый ими хлеб и вино — это Тело и Кровь Господа. К обряду принято готовиться заранее, для чего следует истово молиться, посещать богослужения, соблюдать пост, совершать добрые дела, примириться с недругами и исповедаться. В настоящее время считается, что обряд следует совершать не реже, чем раз в месяц.

Священство

Таинство, при котором на избранного нисходит Святой Дух, открывая перед ним стезю пастыря и наставника верующих. Осуществляется посредством святительского рукоположения, а распространенное мнение, согласно которому Священство является одной из форм назначения на должность, является в корне неверным. Сами верующие называют его благодатным актом, ниспосылающим праведнику дар служения Богу.

Венчание

Многие молодожены не понимают, что штамп из ЗАГСа для Православной Церкви не значит ровным счетом ничего. По-настоящему пара становится семьей, если получает Божье Благословение. Венчание — исключительно мощное таинство, которое даруют брачующимся небесную защиту и покровительство, однако относиться к нему нужно со всей возможной серьезностью. И совсем не обязательно проводить его в самых величайших храмах ради пафоса. Даже совершенный в маленькой церкви обряд с истинной верой станет хранителем семейного очага на всю жизнь.

Елеосвящение (Соборование)

Многие несведущие люди уверены, что это таинство совершается исключительно над умирающим, хотя, на самом деле, это далеко не так. Глубинный смысл помазания елеем — духовное и физическое исцеление, призыв Божьей Благодати и очищение помыслов страждущего. Таинство требует от человека веры, покаяния и смирения.

Источник: http://www.icona33.ru/stati/state-obryadi_pravoslavnoy_cerkvi.html

Ссылка на основную публикацию