Старообрядческая церковь отличие от православной

Богослужебная реформа Патриарха Никона 1650-1660-х годов вызвала в Русской Православной Церкви раскол, вследствие которого от основной массы верующих отделились несогласные с новыми правилами богослужебной жизни духовенство и миряне. Старообрядцев стали считать раскольниками, их преследовали, часто жестоко. В ХХ веке позиция РПЦ по отношению к старообрядцам смягчилась, однако к молитвенному единению верующих это не привело. Старообрядцы продолжают считать истинным свое учение о вере, относя РПЦ к инославным.

Определение

Старообрядческая церковь – совокупность религиозных организаций и течений, возникших в русле православной церкви, но отделившихся от нее вследствие несогласия с реформами, проведенными Патриархом Никоном.

Православная церковь – объединение верующих, относящихся к восточной ветви христианства, принимающих догматы и следующих традициям Православной Церкви.

Сравнение

В старообрядческой церкви принято двуперстное крестное знамение. Совершенная и единственно признанная форма изображения креста – восьмиконечная. В православии признаются также четырехконечные и шестиконечные кресты. Крестное знамение трехперстное. Также православные произносят «Аллилуйя» не дважды, как староверы, а трижды.

Старообрядческая церковь отличие от православнойтрехперстное крестное знамение

В старообрядческой церкви сохраняются некоторые древние написания слов и старые названия. Например, инок вместо иеромонаха, Иеросалим вместо Иерусалима.

Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Иисус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский и IИС ХС (Иисус Христос).

Для Святых Даров в православной церкви используется агнец, специальный Литургический хлеб. Он приготовляется служащим священником во время проскомидии. Этот обычай возник примерно в IX веке, поэтому его нет в старообрядческой церкви.

Иконы в старообрядческой церкви пишутся в традиционном византийском и древнерусском стиле. В православной церкви заметно влияние западноевропейской живописи. В РПЦ запрещено изготовление литых икон. Такого запрета в старообрядчестве нет.

В православной церкви не приняты начальные и конечные поклоны на богослужении. Во время службы совершаются поясные поклоны, в исключительных случаях земные.

В старообрядческой церкви в начале и в конце службы совершаются поклоны. Во время службы принято совершать земные поклоны. Все действия верующих синхронные, чего нет в православии.

Церковное пение в старообрядческой церкви унисонное, монодическое. Не приветствуется принятое в православии хроматическое и партесное, так называемое, светское пение. В церковном чтении старообрядцев широко используются погласицы.

В Символе Веры в православной церкви убрано принятое у староверов противопоставление понятий «рожденна, несотворенна». В древнем изложении, которое исповедуют староверы, это звучит как «рожденна, а несотворенна». Также у староверов существует несогласие с тем, что Дух Святой тоже должен исповедоваться, как истинный. В православном символе читаем всего лишь: «Бога истинна от Бога истинна» касаемо Отца и Сына.

В православной церкви богослужения совершаются по Славянскому Типикону, сложившемуся на основе Иерусалимского устава. Старообрядческие службы проходят по Иерусалимскому древнему уставу.

Крестный ход вокруг храма в старообрядческой церкви принято совершать по часовой стрелке, то есть по солнцу. В православной церкви крестный ход идет против часовой стрелки.

В старообрядческой церкви не принято исполнять Акафисты, кроме Акафиста Похвалы Богородицы. Отвергаются и другие молитвенные сочинения, не имеющие древнего происхождения. В православной церкви много акафистов. Они служатся на молебнах и читаются дома.

Вода, освященная в канун Богоявления считается Великой Агиасмой. В православной так называется вода, освященная в день самого праздника.

Четыре раза в году, во второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста в православной церкви совершается Пассия — особая служба, посвященная чтению текстов Евангелия, повествующих о страстях Христовых. В старообрядческой церкви Пассия не служится.

Старообрядчество — религиозное движение, возникшее в России в середине XVII в. во время реформы Православной церкви, которую проводил патриарх Никон с 1653 года.

Старообрядцами (сам термин появился в XIX в.) называют приверженцев старой веры, противников этих реформ. В Церкви в это время возник раскол. Движение старообрядцев возглавил протопоп Аввакум.

Старообрядческая церковь отличие от православной

Собор 1666-1667 годов проклял староверие как «хулу на Господа» и последовательно проводил унификацию обрядов, книг и икон по греческому образцу. Приняв через Византию в X веке христианство, Русь восприняла от Константинопольской Церкви и ее богослужение и уставные тексты. За шесть с половиной веков возникло немало разночтений в текстах и различий обрядового характера. За основу для нового славянского текста в ходе реформ были приняты новопечатные греческие книги. Начались жестокие гонения старообрядцев. Приверженцы старообрядчества основывали свои скиты в глухих местах на Севере, Урале и в Заволжье. Само старообрядчество со временем разбилось на различные формации — согласия и толки.

В чем различия?

Старообрядцы крестятся двумя перстами (двоеперстие) и двукратно поют «Аллилуйя!», православные крестятся тремя перстами и три раза поют «Аллилуйя!». До реформы Никона совершали земной поклон, после — поясной.

Во время богослужения старообрядцы проходят крестным ходом вокруг алтаря по солнцу (посолонь), а православные — против (навстречу солнцу).

До раскола имя Христа писалось Исус, а после — Иисус.

Отныне церковные книги и иконы исправляли по греческому образцу, ранее это делали и по различным славянским переводам. Неисправленные подлежали уничтожению.

В богослужениях после реформы заменялись отдельные слова.

Старообрядцы считали навязанный Никоном греческий эталонный образец неправильным и чуждым сложившейся на Руси богослужебной традиции, которая пришла к нам от Кирилла и Мефодия. Ее суть была в том, что христианство на Руси усваивалось с учетом национального перевода Святого Писания и богослужений, использующих местные христианские традиции.

Старообрядческая церковь отличие от православной

Наряду с восьмиконечным крестом православные стали признавать и четырехконечный.

Различаются и четки: в православных обычно 33 бусины — по количеству земных лет Христа, а старообрядческие представляют собой лестовку — кожаную ленту со 109 «ступенями», разделенными на неравные группы.

По-разному проводится и обряд крещения. У православных допускается как полное погружение в воду, так и частичное и обливание водой. Старообрядцы признают только полное троекратное погружение в воду.

После реформы в православных церквях стали использовать многоголосное пение и новую систему нотной записи. Старообрядцы сохранили крюковое монодическое пение.

Во время службы у старообрядцев принято складывать руки крестом на груди.

Как современная Церковь относится к старообрядчеству?

Сегодня существует комиссия по диалогу между Московской Патриархией и Русской православной старообрядческой Церковью. Инициатором выступила Русская Православная церковь.

«Отношение к старообрядцам у Русской Православной Церкви особое. Мы никогда не ставим старообрядцев в один ряд с инославными», — говорил председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Иларион (Алфеев) в интервью порталу «Русская вера».

Запрет и проклятие на использование старых обрядов были отменены в 1929 году синодом.

«В целях уврачевания церковных разделений из-за старых обрядов и наибольшего успокоения совести употребляющих их в ограде русской православной церкви» синод 23 апреля 1929 года признал старые обряды «спасительными», а клятвенные запреты соборов 1656 и 1667 гг. «отменил, яко не бывшие».

Поместный собор Русской православной церкви в 1971 году подтвердил решения синода.

В чем заключаются различия между Православием и старообрядчеством?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Старообрядчество возникло в середине 17 века в ответ на предпринятую в 1653 – 56 годах патриархом Никоном унификацию богослужения и церковных текстов. Приняв через Византию христианство, Русь восприняла от Константинопольской Церкви богослужение и уставные тексты. За 6,5 веков возникло немало разночтений в текстах и различий обрядового характера. За основу для нового славянского текста были приняты новопечатные греческие книги. Затем приводились варианты и параллели по рукописям. Что касается обряда, изменения реально затронули лишь некоторые незначительные элементы: двоеперстное крестное знамение было заменено на троеперстное, вместо «Исус» стали писать «Иисус», хождение совершать навстречу солнцу, а не «посолонь», наряду с восьмиконечным крестом стали признавать четырехконечный. Можно согласиться, что эти шаги были сделаны без достаточной подготовки и необходимой гибкости, порой даже резко. Однако надо решительно сказать, что в этих церковных мероприятиях не было ничего еретического, чтобы возвести на Церковь страшное обвинение в потере благодати. Невозможно уклониться от принципиальных вопросов: считал ли протопоп Аввакум и его последователи, что проведенные изменения лишили людей возможности спасаться в Церкви. Если он так считал, то, значит, страдал обрядоверием — серьезной духовной болезнью, которая ослепила и погубила иудейских вождей во времена Спасителя. Если так не думал, то зачем вызвал в Церкви раскол, которые святые отцы всегда считали тяжелым грехом. В истории Византийской Церкви были очень трудные периоды. Иногда патриарший престол занимали еретики (монофелит Сергий, иконоборец Анастасий и др.). При поддержке некоторых императоров это продолжалось порой многие годы, но борцы за православие не мыслили вызывать раскол. Имея глубоко церковное сознание, они хорошо знали, что это всегда оборачивается трагедией. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что разрывать единство и полноту Церкви не меньшее зло, чем создавать ересь.

Живое дерево должно приносить плоды. Поскольку назначение Церкви вести своих чад к спасению, то и оценивать нужно по тем духовным дарованиями, которые стяжали члены церковного сообщества. Сонм святых – плод Церкви. Святость со всей очевидностью доказывает, что жизнь Церкви благодатна, что в ней действует животворящая сила Святого Духа. Светильники не возможно скрыть под спудом. Наших святых знают православные, старообрядцы и даже нецерковные люди. Почему в старообрядчестве нет таких святых, как Тихон Задонский, Митрофан Воронежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, великие Оптинские старцы, Ксения Петербургская и Матрона Московская и многие другие дивные угодники Божии?

В конце хочется привести пример. Давно хорошо знаю православную женщину, которая родилась в старообрядческой семье. Много лет назад она начала посещать православные храмы. Ее сестра (уже покойная) осталась человеком нецерковным: не молилась ни в старообрядческий храм, ни в православном. Когда она тяжело заболела (рак печени) и перед смертью пожелала исповедаться и причаститься, сестра ее Марина буквально на руках внесла ее в старообрядческий храм. Там посмотрели списки. В них Ирина не значилась. Исповедовать и причащать категорически отказались. Сестры вернулись домой. Возможности вести в православный храм уже не было. Марина поехала одна. Первым, к кому она обратилась, был отец Константин (несколько лет я знаком с этим священником). Он был занят, но оставил свои дела и поехал. Только по дороге Марина решилась сказать священнику, что везет его к сестре, которая крещена в старообрядчестве. Он без всяких колебаний продолжил путь, исповедал и причастил умирающую Ирину.

Церковный раскол произошел больше трех веков назад, однако разницу между староверием и православным христианством понимают немногие. Кто-то считает староверов язычникам, другие приравнивают их к сектантам. Давайте разбираться, чем отличаются староверы от православных на самом деле.

Старообрядческая церковь отличие от православной

Староверие или старообрядчество сами приверженцы называют истинным православием, поэтому терминология здесь весьма спорная. Все дело в том, что раскол церкви, устроенный патриархом Никоном разделил всех верующих на две части. Одни последовали новым правилам и были признаны церковью как православные христиане, а вторые – отказались следовать, и остались приверженцами старой веры. Старообрядцы до сих пор называют православных нововерцами или никонинанами.

Во время церковного раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста — символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), в то время как три перста — символ Святой Троицы. Это первое отличие староверов – они крестятся двумя пальцами.

Старообрядчество делится на три направления: поповцы, беспоповцы и единоверцы. Существует несколько десятков согласий и еще больше старообрядческих толков, поэтому назвать эту веру однородной невозможно. С этой точки зрения, православие считается более определенным. Вселенской практики придерживается большинство церквей.

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Православные христиане удвоили звук «И» в попытке приблизить звучание к греческому произношению имени. Староверы придерживаются старой традиции. Серьезные изменения были внесены и в Символ Веры. К примеру, убрали союз «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна». В новом варианте написано: «рожденного, не сотворенного». Старообрядцы резко сопротивлялись переписыванию догматов, из-за чего возникали многочисленные конфликты с православными.

По решению патриарха Никона установился всеобщий обычай совершать крестный ход противосолонь, по греческому образцу. Староверы не приняли нововведения и совершают крестные ходы посолонь, то есть по солнцу.

В старообрядческих церквях запрещено посещать службу в галстуках или с закатанными рукавами. Во время церковного раскола с закатанными рукавами ходили только палачи, а многие из староверов были повешены. В память о погибших запрет существует и поныне. Православные христиане подобных правил не придерживаются.

Отличаются староверы и в вопросе креста. В православии равноправными признаются шести- и четырех конечные кресты с надписью I.Н.Ц.I. на табличке. Старообрядцы используют только восьмиконечный крест с надписью «Царь Славы» на табличке. Кроме того на нательных крестах староверов не изображается Господь.

Строгая система старообрядческих правил коснулась и системы поклонов на службе. Так, запрещена замена земных поклонов на поясные. В 1653 году Никон ввел запрет на земные поклоны, и православная церковь отказалась от этого обычая. К тому же, во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди.

Старообрядческая церковь отличие от православной

Разница прослеживается и во внешнем виде четок. В православных четках может использоваться разное число бусин, но чаще всего встречаются четки с 33 бусинами – именно столько лет прожил Христос на земле. В старообрядчестве активно применяется лестовка — четки в виде ленты со 109 «бобочками» (элементами), разделенными на неравные группы.

У староверов отличаются и правила проведения таинств. Так, крещение допускается только троекратным погружением. Православные христиане осуществляют таинство путем обливания и частичного погружения.

Выводы:

  1. Христиане разделились на староверов и православных в 1653 году.
  2. Староверы используют двуперстное крестное знамение, православные – трехперстное.
  3. Старообрядчество – неоднородная вера. Православные церкви придерживаются единой Вселенской практики.
  4. 4. Староверы не принимают изменения в догматах и написания имени «Исус» со сдвоенным первым звуком.
  5. Православные совершают крестный ход противосолонь, староверы – посолонь.
  6. В старообрядческих церквях запрещено посещать службу в галстуках или с закатанными рукавами.
  7. В православии используются шести- и четырех конечные кресты с надписью I.Н.Ц.I. на табличке. Старообрядцы используют только восьмиконечный крест с надписью «Царь Славы».
  8. На нательных старообрядческих крестах нет изображения Христа.
  9. Во время службы староверы складывают руки крестом на груди и бьют земные поклоны. У православных христиан разрешены только поясные поклоны.
  10. Православные четки состоят из 33 бусин, старообрядческие – из 109 «бобочек».
  11. Крещение староверов происходит путем троекратного погружения. В православии достаточно частичного погружения и обливания.

Как отличить старообрядческий храм от новообрядческого?

Старообрядческая церковь отличие от православной

Человеку маловоцерковленному или мало знающему историю православия порой трудно отличить старообрядческий храм от новообрядческого (никонианского). Иногда прохожий случайно заходит в какой-то храм и пытается совершать молитвенные и обрядовые действия «по новому стилю» (например, бросается целовать все подряд иконы), а оказывается, что этот храм старообрядческий и подобные обычаи тут не одобряются. Может возникнуть некомфортная, конфузная ситуация. Конечно, о принадлежности храма можно спросить у привратника или свечницы, однако, помимо этого, надо знать и некоторые признаки, которые отличают старообрядческий храм.

Внешняя архитектура старообрядческого храма. Безпоповские храмы

Внешняя архитектура старообрядческого храма в подавляющем большинстве случаев никак не отличается от архитектуры новообрядческих, униатских и других церквей. Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.

Старообрядческая церковь отличие от православнойИсключения составляют старообрядческие безпоповские храмы. У некоторых из них (главным образом в Прибалтике, Белоруссии и Украине) нет алтарной апсиды, поскольку и нет самого алтаря.

Восточная часть таких старообрядческих храмов не имеет алтарного выступа и заканчивается обычной стеной. Однако это не всегда видно. Есть алтарь или его нет — определенно можно сказать лишь оказавшись внутри храма. В России и некоторых других местах безпоповцы продолжают строить храмы с апсидами, поддерживая традицию старины.

Что касается внутреннего вида, то в безпоповских храмах, во всех без исключения, отсутствует алтарь. Иконостас закрывает стену, но не алтарь, престол вынесен на солею. В некоторых безпоповских храмах по центру солеи, напротив царских врат, установлен большой запрестольный крест.

Двери в алтарь имеют декоративную функцию и не открываются. Впрочем, в большинстве безпоповских храмов вовсе нет ни царских, ни диаконских дверей. Существует несколько безпоповских храмов, здания которых были построены в древности, в таких алтари имеются, но используются как дополнительные помещения: крестильни, малые моленные, хранилища икон и книг.

Восьмиконечный крест

На всех старообрядческих храмах установлены восьмиконечные кресты безо всяких украшений. Если на храме находится крест какой-то другой формы, в т.ч. и с «полумесяцем», «якорем», то этот храм не старообрядческий. И дело тут не в том, что старообрядцы не признают четвероконечный или иные формы крестов, а в том, что по причине гонений на восьмиконечный крест именно он и получил в старообрядчестве преимущественное положение.

Старообрядческая церковь отличие от православнойКрест на новообрядческом храме Старообрядческая церковь отличие от православнойКрест на старообрядческом храме

Внутри старообрядческого храма. Свечи и паникадила

Оказавшись внутри старообрядческого храма, нужно осмотреться. В старообрядческих храмах во время Богослужения практически не используется электрический свет (за исключением клироса). Лампады в подсвечниках и паникадилах горят за счет натурального растительного масла.

Старообрядческая церковь отличие от православнойПаникадило с электрическими свечами Старообрядческая церковь отличие от православнойПаникадило для восковых свечей, Рогожское

Свечи для использования в старообрядческих храмах изготавливаются из чистого воска естественного цвета. Использование окрашенных свечей — красных, белых, зеленых и пр. — не допускается.

Внутри старообрядческого храма. Иконы

Важный признак старообрядческого храма — это особенные иконы: меднолитые или рукописные, написанные в т.н. «каноническом стиле».

Старообрядческая церковь отличие от православнойВнутреннее убранство старообрядческих храмов Старообрядческая церковь отличие от православной

Изображения в итальянском стиле или стиле эпохи ренессанса, которые легко встретить в новообрядческих или униатских церквях, тут не допускаются. Определенным образом о принадлежности храма могут сказать сами иконные изображения.

Старообрядческая церковь отличие от православнойНовообрядческие иконы Старообрядческая церковь отличие от православной

Старообрядческая церковь отличие от православнойПравославные (старообрядческие) иконы

Если в храме есть иконы известных новообрядческих святых — царя Николая II, Матроны, Серафима Саровского, то храм однозначно нестарообрядческий. Если же таких икон нет, то следует приглядеться к головным уборам преподобных и святителей, изображенным на иконах. Если их венчают черные или белые клобуки в форме «ведер», то этот храм явно не старообрядческий. Такие клобуки вошли в моду после реформ патриарха Никона, в древнерусской церкви иноки и святители носили совсем иные головные уборы.

Внутри старообрядческого храма. Подручники

В старообрядческих храмах также можно встретить подручники — специальные коврики для земных поклонов. Подручники, как правило, сложены в аккуратные стопки на лавках старообрядческого храма.

Старообрядческая церковь отличие от православнойПодручники для земных поклонов. Рогожское

Вопреки расхожему мнению, якобы в старообрядческих храмах никогда не бывает стульев или сидений (как у католиков или униатов), на самом деле подобные сиденья имеются во многих (но не всех) старообрядческих безпоповских храмах прибалтийских стран.

Старообрядческая церковь отличие от православнойCтарообрядческий безпоповский храм

Унисонное пение и одежда верующих

Если в церкви происходит Богослужение, то старообрядческий храм легко отличить по характерному унисонному пению певчих. Аккорды, трезвучия и вообще любые гармонические лады на старообрядческом Богослужении запрещены. Также определенную информацию о принадлежности храма может дать одежда верующих, которая отличается своей строгостью.

Ссылка на основную публикацию