Молитва ефрема сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания? | православная жизнь, господи и владыко живота моего молитва текст

О главной молитве Великого поста.

Молитва ефрема сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания? | Православная жизнь, господи и владыко живота моего молитва текст

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, многоделания (уныния), любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Вы ничего необычного не заметили в этом варианте знаменитой покаянной молитвы Ефрема Сирина, которая читается Великим постом?

Да, действительно, в первом прошении сразу после слов «дух праздности» вместо привычного уныния стоит слово «многоделание». Откуда это новшество? А это вовсе не новшество. Дело в том, что именно так молитва звучит в греческом языке, с которого эту молитву перевели уже на русский:

Κύριε και Δέσποτα τῆς ζωῆς μου,

πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας και ἀργολογίας μή μοι δῷς·

Знаменитая покаянная молитва была написана в 4 веке по Р.Х. Ее автор, преподобный Ефрем Сирин – один из великих Отцов Церкви, христианский богослов и поэт. Он был сирийцем, и писал соответственно на сирийском языке. Еще при жизни его творения были переведены на греческий язык. И получилось так, что сирийский подлинник его знаменитой великопостной молитвы до нас не дошел, остался только ее греческий перевод.

При переводе молитвы на русский язык древнегреческое слово ἡ περιεργία (periergia) – «излишний труд», «многоделание», «чрезмерная деятельность», стоявшее на втором месте в списке грехов, – было заменено унынием. Почему так было сделано, сказать сейчас очень трудно. Но, так или иначе, от этого данный фрагмент молитвы на русском языке приобрел несколько иной смысл.

При толкованиях русского варианта молитвы обычно подчеркивается, что стоящая на первом месте грехов праздность неизбежно за собой порождает уныние. Праздность тут понимается как духовный грех, как небрежение собой и своим внутренним миром, как отсутствие духовной работы. Так что есть большая доля правды в пословице «лень – мать всех пороков».

Что же касается греческого варианта, то тут получается удивительная симметрия. Первое слово в списке грехов – ἡ ἀργία (argia) – «праздность», «лень» – дословно означает безделье. Оно образовано от отрицательной приставки ἀ—и древнегреческого слова τό ἔργον (ergon) – «дело», «работа», «труд». А второе греческое слово – περιεργία – образовано от того же слова τό ἔργον и приставки περι—со значением «сверх», «чрезмерно». То есть по-гречески первые слова буквально звучат как «не дай мне духа безделья, многоделания…».

И получается, что одинаково неправильны как духовная праздность и лень, так и чрезмерное многоделание, когда за круговертью забот и суетой сует, второстепенных и незначительных дел забывается главное, то самое «единое на потребу». Кстати, неслучайно в русском языке слова «излишество» и «лишение» одного корня. Эти противоположности сходятся в том, что и то и другое означает отсутствие единственно правильного отношения к предмету.

Кроме того, в греческом варианте интересно рифменное созвучие «отрицательных духов»:

πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας και ἀργολογίας μή μοι δῷς.

И еще, очень интересно то, что в своем знаменитом переложении молитвы Ефрема Сирина А.С. Пушкин словно почувствовал, что слово «уныние» тут не совсем аутентично, и с ним можно поиграть. Он объединяет праздность и уныние в «праздность унылую», и так из четырех грехов, перечисляемых в молитве, у Пушкина остается три.

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
1836 г.

Греческий текст молитвы Ефрема Сирина полностью:

Κύριε καὶ Δέσποτα τῆς ζωῆς μου, πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας, καὶ ἀργολογίας μή μοι δῷς.

Πνεῦμα δὲ σωφροσύνης, ταπεινοφροσύνης, ὑπομονῆς, καὶ ἀγάπης χάρισαί μοι τῷ σῷ δούλῳ.

Ναί, Κύριε Βασιλεῦ, δώρησαι μοι τοῦ ὁρᾶν τὰ ἐμὰ πταίσματα, καὶ μὴ κατακρίνειν τὸν ἀδελφόν μου, ὅτι εὐλογητὸς εἶ, εἰς τοὺς αἰῶνας τῶν αἰώνων. Ἀμήν.

Источник: http://pravlife.org/ru/content/molitva-efrema-sirina-ne-dazhd-mi-duha-unyniya-ili-mnogodelaniya

Во вторник Масленицы вечером впервые читают самую известную покаянную молитву Церкви — молитву Ефрема Сирина, и будут читать весь Великий пост. О чем мы в ней просим?

Молитва ефрема сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания? | Православная жизнь, господи и владыко живота моего молитва текст

Молитва Ефрема Сирина

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Покаянная молитва Ефрема Сирина настолько важна, что в храме ее читает священник (а не диакон или чтец). Стоя лицом к Царским вратам, батюшка громко произносит три прошения, сопровождая каждое земным поклоном.

Поднявшись после третьего поклона, священник совершает двенадцать поясных поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного».

По окончании их священник произносит молитву полностью и делает еще один земной поклон. Вслед за священником поклоны совершают все молящиеся в храме. Дома молитву Ефрема Сирина прочитывают вслух, кланяясь подобным же образом.

Молитву Ефрема Сирина начинают читать во вторник и четверг (вечера) Масляной недели — подготовительной недели перед Великим постом, — Пост уже частично начался, мы не едим мяса, а в среду и пятницу этой недели не служат Литургию. Далее молитва читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений. Вечером в воскресенье чтение молитвы Ефрема Сирина возобновляется. Последний раз молитва Ефрема Сирина читается утром в Страстную среду.

Молитва ефрема сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания? | Православная жизнь, господи и владыко живота моего молитва текст

О чем мы просим?

Молитва Ефрема Сирина – это молитва покаяния. В ней перечислены грехи, которые нам мешают каяться, и добродетели, которые в этом помогают.

Дух праздности: лень, проведение времени беспечно. У каждого человека есть данные Богом таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и во славу Божию. Праздность — корень всех грехов, потому что она расслабляет тело и душу.

Уныние бывает плодом праздности, когда человек и сам не может делать что-то доброе, и Богу о помощи молиться не способен.

Любоначалие — это любовь к власти: в семье, в коллективе коллег, в политике. Нередко именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это, рождается в нас жажда властвовать.

Празднословие: пустые, бранные слова, злые разговоры, приводящие к осуждению и оскорблениям.

Целомудрие: духовный контроль над собственными эмоциями и над собственным телом. Нравственная чистота в делах, в словах и мыслях.

Смиренномудрие — первый плод целомудрия. Чем больше очищается душа, тем меньше она собой гордится, потому что видит — гордиться нечем. Человек перестает считать себя лучше других.

Терпение: грех делает человека нетерпеливым, скорым на суд и осуждение других. Терпение приносит умение ждать и надеяться.

Дух любви: любовь — главный дар и главная цель всех наших духовных трудов. Именно любовь изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на прощение и милость. Только через любовь, которая приходит в смягченное и очищенное сердце, человек приближается к Богу – а это и есть главная цель Великого поста.

Молитва ефрема сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания? | Православная жизнь, господи и владыко живота моего молитва текст

Зачем столько поклонов?

После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина делается земной поклон. Для чего? Человек отпал от Бога душой и телом; и душой и телом должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу. Спасение и покаяние – не презрение тела, как иногда утверждают, а его восстановление. Ведь и воскреснем мы в теле, только новом. Христианский аскетизм – борьба не против тела, а за него. Поэтому весь человек — душой и телом — кается. Тело участвует в молитве души так же, как и душа молится не вне, а в своем теле.

Несколько слов об авторе

Святой Ефрем Сирин, автор самой известной покаянной молитвы Церкви, жил в IV веке и, по преданию, был родом из Сирии, отсюда и его прозвище (не фамилия).

Однажды святого Ефрема посадили в тюрьму. Обвинение было ложным, святой Ефрем стал возмущаться.

Потом прислушался к разговорам заключенных, рассказывавших о своих «подвигах». И вдруг в этих историях узнал свои проступки, за которые он никогда не был наказан. Так прп. Ефрем понял, что осужден за старые грехи.

Он молился о прощении и был освобожден. Выйдя из тюрьмы, св. Ефрем стал подвижником. Он так преуспел, что ему предложили епископство, но аскет отказался. Главным занятием прп. Ефрема было покаяние.

Молитва ефрема сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания? | Православная жизнь, господи и владыко живота моего молитва текст

Преподобный Ефрем Сирин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате, Афон; нач. 14 века. Изображение с сайта wikipedia.org

Святой Ефрем стал великим церковным поэтом, вполне признанным современниками. Еще при жизни толкования Священного писания и молитвы святого сирийца переводились на греческий, латинский, арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский и другие языки. Авторитет святого Ефрема был так высок, что его творения читались в церкви сразу после Библии.

В своих текстах святой использовал не только изысканные литературные обороты, но даже каламбуры — так легче доходило до народа разоблачение лжеучений. Некий еретик проповедовал ересь с помощью популярных песенок. Святой Ефрем, почуяв тренд, моментально перенял тот же стихотворный размер для проповеди Православия.

Источник: http://www.miloserdie.ru/article/molitva-efrema-sirina-glavnaya-molitva-velikogo-posta/

Молитва ефрема сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания? | Православная жизнь, господи и владыко живота моего молитва текст

Великопостные службы в православных приходах не обходятся без Владыко живота моего, молитвы, об исключительной важности которой говорит и Устав — совершение его осуществляется непосредственно священником, ни чтец, ни дьякон не может заменить его.

Текст молитвы

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь»

Молитва ефрема сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания? | Православная жизнь, господи и владыко живота моего молитва текст

Для лучшего ее понимания представляем перевод со старославянского на хорошо знакомый нам современный:

Господь и Владыка жизни моей! Не позволяй мне лениться в духовном пути, потерять надежду на спасение, проявлять властность и произносить пустые, плохие слова.

Наоборот, подай мне очищение души, смиренного и терпеливого отношения ко всему, все что случается, а также любви, рабу Твоему.

О, Царь и Господи! Дозволь видеть собственные неправедные поступки и не судить о людях строго; ибо Ты возвеличен во все времена до конца жизни!

Стержень Великоговения

Прошение невелико, а смысл в нем заключен глубокий и емкий. Слова выражают самые важные прошения верующего человека к своему Господу. Моление вопиет к Богу об избавлении нас от всего противного Его воле, от всего порочного, грязного и просит подать благословение и добродетели: целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь.

Почему же эта молитва проходит через все моления Четыредесятницы «красной нитью»? Собственно, во время самого важного в году поста, человек обращает особое внимание на духовное состояние души, приходит к пониманию необходимости внутренних перемен. Нужно приложить максимум усилий к собственному преображению. А достичь этого можно лишь только с помощью Божией.

Правильно творим молитву

На Богослужении или дома правильно творить молитвословие таким образом: после каждой части становимся на колени и наклоняемся до земли, затем с наклонами до пояса прочитываем: «Боже, очисти мя, грешнаго/грешную» 12 раз, в заключение снова коленопреклоняемся.

В покаянном ходатайстве слышится тоска и терзание всего человечества, жаждущего Бога. К Подателю жизни душа взывает, прося оградить ее от всего, что может погубить и умертвить, и далее — наградить добродетелью, которая восстановит из пепла. Говоря: «Господи!», мы устно вопием ко Христу, внутренне принимаем Его, верою прилепляемся и становимся единым духом с Ним. «Владыко» означает властитель, господин, царь и хозяин. «Боже, успокой меня, утверди в пути и вере, в Истине и заповедях! Помоги!» — зовет наше сердце непрерывно.

Молитва ефрема сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания? | Православная жизнь, господи и владыко живота моего молитва текст

Духовные недуги

«Дух праздности»: состояние незанятости, лень. Бог даровал каждому способности, чтобы реализовать их в прославление Бога и для благополучия близких. Создатель заповедовал проводить свой досуг в приготовлении к вечной жизни. Праздность и уныние, сообщающиеся сосуды, они органически связаны друг с другом.

Тоска посещает человека и выражается в холодности в отношении духовного труда: не хочется брать в руки молитвослов, отсутствует желание идти в церковь… И естественно, никак невозможно сделать доброе дело.

Уныние пробуждает к жизни «Дух любоначалия» и тем самым лишает смысла жизнь человека. Компенсацией извращенного взгляда служит жажда первенства, власти: в семейных отношениях, на работе, в политике. Мы ставим себя в центр вселенной.

«Дух празднословия»: как приятно поговорить друг с другом, обсудить последние новости своей и чужой жизни, правда? Часто в таких «перемывающих косточки разговорах» мы собираем в душу урожай грехов: порицание, сквернословие, ненависть, зависть и тщеславие.

Исцеляющие приобретения

Испросивши прощения за самые серьезные грехи, приступаем к обретению добрых наклонностей.

Целомудрие появляется тогда, когда мы культивируем в себе не испорченность в помыслах, высказываниях и поступках. Умение контролировать разрушительные эмоции, и действия приводят нас к состоянию спокойствия и смирения.

«Дух смиренномудрия» — главное достижение сохранения целомудрия. Душевный мир очищается от грехов, гордость умаляется и человек видит себя на своем месте. Больше любви дарит окружающим его людям.

Воспитание терпения дает возможность спокойно относиться к трудностям и верить в лучшее. Ведь именно прегрешение рождает нетерпеливость, толкает на скорый суд и ненависть.
В результате приобретения вышеназванных добродетелей рождается в сердце Любовь. Она-то и помогает приблизиться к Богу! Именно любовь позволяет простить близких, подарить радость и счастье. Нужно правильно поставить задачи в настоящем, и определить роль духовных трудов в будущем – обретение любви и соединение с Богом! Для этого Святая Церковь определила 40 дней подготовки к самому значимому празднику — Пасхе! Под «духом» здесь подразумевается определенный настрой, волевые устремления, определяющие жизнь человека.


Видео на тему: Господи и Владыко живота моего

Пастух – великий подвижник

Создателем моления «Господи и Владыко живота моего!» является житель Месопотамии Ефрем Сириянин. Оказавшись по неправедному обвинению в заключении, он узрел таинственного божественного посланника, услышал обличительные слова и решил изменить свое отношение к жизни. Увидев в этой встрече особый Промысел Божий, пастух удалился от мирской суеты и стал христианским подвижником. С тех пор покаяние было для него превыше всего. Его духовные труды: славословия, объяснения Евангелия, поэтические творения, высоко оценивались современниками. Настолько, что прочитывались на Божественной Литургии сразу после Евангелия. Отличием его сочинений стало неповторимое раскаяние, выраженное им и во Владыко живота моего — молитве, которую знать должен каждый верующий.

Источник: http://velikijpost.ru/vladyko-zhivota-moego-molitva/

Молитва святого Ефрема Сирина

Молитва Ефрема Сирина – молитвословие, сопровождаемое земными поклонами, которое читается за седмичными (то есть будничными) богослужениями Великого поста.

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Боже, очисти мя грешнаго.

Молитва ефрема сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания? | Православная жизнь, господи и владыко живота моего молитва текст

Перевод молитвы преп. Ефрема Сирина:

1) Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

(Господи и Владыка жизни моей! не дай мне склонности к праздности — лени, унынию — безнадежности, властолюбию и пустословию.

Слово, стоящее вторым в перечне грехов, — ἡ περιεργία (periergia) (περιέργεια и περιεργία в разных написаниях) – любопытство, вмешательство в чужие дела, суета — переведено на русский язык как уныние. Причина такого перевода – свойство этой страсти.

Уныние внушает подвижнику, что он оставлен Богом и Бог не имеет попечения о нем. От этого христианское подвижничество кажется унывающему бессмысленным, и он перестает трудиться ради своего спасения, оставляет внутреннюю сосредоточенность на делании добродетелей и предпочитает суетные, бессмысленные, внешние дела. Св. Игнатий (Брянчанинов) перечисляет такие поступки среди последствий уныния: «Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. … Праздность. … Перехождение с места на место. Частые выходы из кельи, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. . Нерадение…».

2) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

(Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему.

Целомудрие — здравомыслие, благоразумие, а также чистота и непорочность души; смиренномудрие, смирение — сознание, своего несовершенства и недостоинства перед Богом и когда не думаем о себе, что мы лучше других; терпение — терпение нужно при перенесении каких-либо неудобств, скорбей, лишений и несчастий; а также нужно и для того, чтобы начатое хорошее дело довести до конца; любве — любви (к Богу и ближним)).

3) Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков. Аминь.

(О, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо благословен Ты в веки вечные. Аминь.

Под братом здесь разумеется всякий другой человек.

Яко благословен еси — потому что Ты достоин прославления).

После каждого из этих трех воззваний делается земной поклон, затем 12 раз читается «Боже, очисти мя грешного» с поясными поклонами, и в конце прочитываются сразу все три воззвания и делается один заключительный земной поклон.

Промежуточные 12 поклонов в современной русской традиции принято сопровождать словами: «Боже, очисти мя грешнаго», «Боже, милостив буди мне грешному». Эти слова читаются священником, как правило, лишь вполголоса или совсем тайно.

В дониконовской практике на эти 12 поклонов читались краткие молитвы: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (дважды), Боже, милостив буди мне грешному. Боже, очисти грехи моя и помилуй мя. Создавый мя, Господи, помилуй мя. Без числа согреших, Господи, прости мя. После прочтения этих 6 кратких молитв они повторялись.

Типикон (т.е. устав) предписывает читать молитву Ефрема Сирина про себя, в молчании, воздевая руки на каждое из 3 прошений и совершая земной поклон после него.

Богослужение, совершаемое египетскими монахами IV-V вв., состояло из чтения или пения псалмов, перемежавшихся безмолвной молитвой монахов с воздетыми руками, и заканчивалось поклонами.

К этой традиции восходит и образ чтения молитвы Ефрема Сирина. В практике Русской Православной Церкви эта молитва читается священником вслух в присутствии молящихся, что объясняется недостаточным знанием ее прихожанами; воздеяние рук совершается только священником (или в ряде епархий не совершается вовсе).

В греческих Церквах Молитва Ефрема Сирина также читается вслух, безмолвное чтение практикуется только в монастырях (в том числе на Афоне).

Согласно Иерусалимскому уставу, как в редакциях, принятых в настоящее время в греческой церкви, в РПЦ и в других православных Поместных Церквах, так и в редакции, используемой РПЦ с кон. XVII в.,- молитва Ефрема Сирина включает 16 поклонов во все седмичные дни поста, кроме особых.

Однако кафедрально-приходская версия устава, сложившаяся в греческой традиции к XIX в. и окончательно оформившаяся в нач. XX в., предписывает читать Молитву Ефрема Сирина всегда с 3 поклонами. Такое упрощение возникло не сразу.

Так, в XVII в. греки сохраняли 16 поклонов во время молитвы Ефрема Сирина, но не все были земными: за 3 земными поклонами следовали 12 поясных и земной, тогда как более старая традиция, сохранявшаяся на Руси до сер. XVII в. (и доныне практикуемая у старообрядцев), предписывала совершать 16 земных поклонов.

Вопрос о замене 16 земных поклонов во время молитвы Ефрема Сирина 3 земными, 12 поясными и земным (как молитва Ефрема Сирина доныне и совершается в русской, грузинской и других традициях повсеместно, а у греков — в наиболее строгих монастырях) был тесно связан с началом разделений в Русской Церкви, приведших к старообрядческому расколу, — эта замена и предписание о переходе от двуперстия к троеперстию составляли основное содержание «Памяти», разосланной патриархом Никоном Великим постом 1653 г. по московским церквам, с неприятия которой некоторыми клириками и начались нестроения в Русской Церкви.

При этом строгая практика 16 земных поклонов в XVII в. на Руси многими соблюдалась достаточно формально. Составители послениконовской русской редакции Типикона, посвящая молитве Ефрема Сирина и некоторым другим вопросам главу «О поклонех и молитве церковное законоположение» (Типикон. Т. 2. С. 844-851), где обосновывается введенная патриархом Никоном практика, отмечают, что многие в их время пытались облегчить свой подвиг, преклоняясь во время молитвы Ефрема Сирина не до земли, а до «скамеец» (следует отметить, что старообрядцы, придерживающиеся строгости в богослужении, избегают использования подобных приспособлений); тем самым введенную патриархом Никоном практику нельзя назвать упрощением, напротив, она подразумевала отказ от формального отношения к уставным предписаниям.

Источник: http://verapravoslavnaya.ru/?Molitva_Efrema_Sirina_____________

(читается по будням во время Великого Поста до Великой среды Страстной седмицы)

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
(земной поклон)
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
(земной поклон)
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
(земной поклон)
Боже, очисти мя, грешнаго/грешную. (12 раз с поясными поклонами)

И еще раз всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце.

Господи и Владыка жизни моей!
Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию.
Чистоту же души, смирение, терпение и любовь даруй мне, рабу Твоему.
Да, Господи, Царь! Дай мне видеть мои грехи и не осуждать брата моего;
Ибо благословен Ты в веки вечные.

Источник: http://rublev.com/molitvoslov/glavnye-molitvy/molitva-efrema-sirina-pokaiannaia

Моли́тва Ефре́ма Си́рина – покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сирином. Читается по церковному уставу на часах в течение Великого Поста до Великой среды Страстной седмицы кроме субботы и воскресенья, а также в келейной молитве дома.

Текст молитвы

После каждого из трех стихов кладется земной поклон, потом 12 раз с поясными поклонами читается «Боже, очисти мя грешного» и повторяется еще раз вся молитва с земным поклоном в конце.

Источник: http://drevo-info.ru/articles/1046.html

Молитва ефрема сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания? | Православная жизнь, господи и владыко живота моего молитва текст

«Господи и Владыко живота моего. ». О великой молитве

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Молитва преподобного Ефрема Сирина — «Господи и Владыко живота моего. », читаемая в дни Великого поста, трогает сердца даже не воцерковленных людей! Сия молитва близка сердцу каждого христианина, и, если хотите, она является полным выразителем всего смысла Великого поста.

Александр Сергеевич Пушкин настолько ее любил и хранил в своем сердце, что в итоге посвятил сей великопостной молитве прекрасные поэтические строки.

На первый взгляд кажется, что молитва, изложенная преподобным Ефремом простым слогом, не требует пояснений. Но если вчитаться в каждое слово, можно увидеть великую глубину трудно постижимого смысла, которое и нуждается в разъяснении.

Ниже мы размещаем Слово святителя Луки Войно-Ясенецкого, посвященное великой и глубинной молитве преподобного Ефрема Сирина:

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен ecи во веки веков. Аминь».

Вы знаете, что это молитва преподобного Ефрема Сирина, о котором уже говорил вам, и некоторые из великих творений которого зачитывал. Почему этой молитве Святая Церковь уделяет такое необычно видное место в богослужении, почему так много раз повторяется она во время всех великопостных богослужений? Не без особой причины – чувствуете сами сердцем вашим, в чем причина – эта молитва проникает в сердце, как никакая другая, вы чувствуете особую, исключительную, божественную силу ее.

Молитва ефрема сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания? | Православная жизнь, господи и владыко живота моего молитва текстОтчего это? Оттого, что излилась она из сердца совершенно очищенного, совершенного, святого, из ума, просвещенного Божией благодатью, который стал причастником ума Христова. Поэтому такая власть, такое таинственное действие на сердце христианское этой удивительной молитвы.

Для начала скажу, что чрезвычайно важен сам факт, что святой Ефрем просит Бога, чтобы избавил его от всего порочного, что противно Богу, чтобы Господь сподобил его добродетелей, важнейших великих добродетелей. Почему просит об этом? Есть люди, и в особенности были такие в прежние языческие времена, которые во всем полагались на себя, думали, что все достижимо силами их ума, их чувства. Есть и теперь люди, которые не понимают, что многое, и притом самое важное, самое драгоценное, самое сокровенное нашему уму и чувству недоступно.

Люди, понимающие это, помнят, что сказано святым апостолом Павлом: «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). Так говорит величайший верховный апостол, сознавая свое бессилье идти по пути добра, глубоко понимая, что плоть его, которая тянет вниз и не пускает сердце высоко к Богу, имеет огромную власть над ним. Он тосковал, мучился душой, что не творил того доброго, чего жаждала душа его, а творил то злое, чего не хотел.

Святой Ефрем, глубоко сознавая это, молил Бога, чтобы избавил от пороков, чтобы дал силу творить добро. Силу творить добрые дела получаем только от Бога, силу избавиться от пороков получаем только от Бога. Это смутно сознает душа каждого христианина, и потому так трогает молитва святого Ефрема Сирина.

Вникните глубже в эту молитву, подумайте, почему не просит он просто, чтобы Бог избавил от таких и таких пороков и дал такие и такие добродетели. Почему говорит: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Почему говорит о духе пороков, говорит о духе добродетелей – это важно понять.

Вы знаете, что вещи имеют свой запах, свойственный им. Если в вашей комнате останутся вещи ваши, сосуды разные, все, что потребляли при жизни в ней, и комната останется запертой, в ней останется запах ваш, дух этих вещей. Знаете, что, если в сосуд влить вещество благовонное, потом опорожнить сосуд и вымыть, надолго останется аромат; и напротив, если влить чего-либо зловонного, то зловонный дух останется надолго-надолго. Так бывает и в человеческой душе. В душе человека оставляют свой дух, свой след все пороки, которыми грешит человек, оставляет, с другой стороны, свой свет все добро, которое творит он. Если человек всегда творил злые дела, если его душа пропитана пороками, в душе останется навсегда дух этих пороков. Если человек живет доброй жизнью, творит много добра, если душу освящает постоянно молитвой, он проникается духом молитвы, духом добродетелей, духом праведности.

Молитва ефрема сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания? | Православная жизнь, господи и владыко живота моего молитва текстЗнаем по житейскому опыту, что мы можем уже при кратком знакомстве, иногда при первой же встрече, можем уловить, какого духа человек. Если встретимся с человеком, погрязшим в грехах, уловите, какого духа этот человек. Это подобно тому, как собака ищет по запаху, который остается даже на следах человека, и приводит к этому человеку.

Есть у каждого человека свой дух, и вот святой Ефрем Сирин просит Бога не только о том, чтобы избавил его от пороков и дал добродетели, просит, чтобы дал ему Господь дух этих добродетелей, избавил бы его от духа порока – даже, чтобы не было следа, запаха порока, чтобы благоухало Христом.

Надо знать, что гораздо легче избавиться от отдельных пороков, чем избавиться от духа этих пороков. Дух этот чрезвычайно цепко держится у сердца нашего, и совсем избавиться от духа порочного возможно только постепенно, молясь Богу о помощи, чтобы Бог избавил от этого зловредного духа. Так нужно понимать слова Ефрема Сирина. Может быть, и более прямо можно их понимать.
Всегда живем мы и действуем под духовным воздействием двух родов: с одной стороны – благодатное святое воздействие Самого Бога, Ангелов святых и, в особенности, нашего Ангела Хранителя, с другой стороны – темным потоком всегда изливается на нас дух сатаны, дух бесовский. И как среди Ангелов света есть Ангелы-носители отдельных святых добродетелей, так и среди бесов есть носители отдельных грехов, воздействующие на нас всегда. Вот и просит святой Ефрем Бога о том, чтобы благодатью Божией были отогнаны темные, лукавые духи бесовские, которые ведут нас ко греху.
Вот видите, что значат эти глубокие слова Ефрема Сирина. Просите сознательно того, чтобы освободиться нам от самого духа нечестия, злобы, всех пороков, что чрезвычайно трудно, так как власть бесов над нами чрезвычайно сильна. Помните, что собственными усилиями не можете избегнуть темного, гибельного влияния этих духов и смиренно молитесь Богу, как научает молиться Ефрем Сирин:

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен ecи во веки веков. Аминь».

Источник: http://semyaivera.ru/2015/03/08/gospodi-i-vladyiko-zhivota-moego-o-velikoy-molitve/

Немалое количество почитаемых святых есть в православии. Каждый из них имеет определенную сферу своего воздействия. Ко всем ним мы обращаемся за помощью с молитвами. Если у нас чистые помыслы и искренняя молитва, то она не останется без внимания. Не исключением есть и Ефрем Сирин, которого считают учителем покаяния. Чаще всего с его именем ассоциируется молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Многие отмечают, что она имеет некое чудотворное действие и обладает чудесными способностями.

Молитва ефрема сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания? | Православная жизнь, господи и владыко живота моего молитва текст

Святой Ефрем Сирин

Точной даты его рождения не известно, но приблизительно ее относят к началу 4 века. Родители его были бедными земледельцами. Отец и мать старались воспитать сына в благочестии, но так как с самого детства он был раздражительным и вспыльчивым, то часто поддавал сомнению промысел Божий. Это продолжалось до тех пор, пока не получил весточку от Господа. Это направило его на путь истинный и заставило покаяться.

Однажды он был обвинен в краже овец. Его заключили в темницу и там он услышал голос Господа. После такого явления он покаялся и решил исправиться. Это послужило тому, что его оправдали и освободили.

После этого случая юноша решил уйти отшельником в окрестные горы. Он стал учеником святого Иакова. Учитель рассмотрел достоинства своего ученика и стал давать ему ответственные поручения: обучать детей в училище, читать проповеди, а также взял его с собой на первый Вселенский Никейский Собор. До кончины святителя Иакова, преподобный Ефрем был у него на послушании.

После того как персы взяли Низибию он покинул пустыню и переселился в монастырь около города Едессы. Господь даровал ему дар учительства. К нему выстраивалось большое количество людей, желающих послушать его проповеди. Немало он провел времени в толковании Священного Писания. Также им было написано большое количество песнопений и молитв. Самые известные из них:

  • молитва к Пресвятой Троице,
  • молитва к Сыну Божьему,
  • молитва Пресвятой Богородице,
  • -Молитва Ефрема Сирина о ненавидящих и обидящих,
  • погребальное песнопение, а также прочие, которые были написаны для прочих Господних праздников.

Наиболее часто используют молитву Ефрема Сирина в Великий Пост «Господи и Владыко живота моего…». Ее основная цель – призвать людей к духовному обновлению. Его труды постоянно ценятся за их мудрость и в некоторых церквях их принято читать после Священного Писания. В наше время их принято читать во время поста. По своим преимуществам Ефим Сирин относится к молитвенникам. Именно его духовная опытность и позволила ему стать помощником пастырей и наставником иноков. Творения, написанные им были на сирийском. Со временем они были переведены на различные другие языки.

Залогом обожения в нас он считал Крещение Господнее, а главный двигатель христианской жизни – покаяние. Паломники, как и церковнослужители считали его учителем покаяния. Он говорил, что прощение грехов при проведении таинства Покаяния ведет к полному их уничтожению. Кроме того, пролитые слезы во время покаяния сжигают грех, а также помогают идти «путем заповедей Господних».

Все время преподобный считал себя ниже и хуже всех. Именно поэтому он отправился в Египет до конца своей жизни, чтобы лицезреть подвиг пустынников. Там его приняли очень радо. Когда он возвращался назад, то заехал чтобы проведать святителя Василия Великого. Тот пожелал посвятить его в пресвитеры. Но так как он считал себя не достойным, то принял только звание диакона.

Молитвы святого

Как уже было сказано Ефрем Сирин написал не малое количество работ по теме духовенства. Наиболее известная и часто используемая – молитва «Господи и Владыко живота моего». Ее читаю во время Великого Поста кроме субботы и воскресенья. Ее считают неким символом этого периода и поэтому выделяют среди прочих молитв и песнопений. В ней объединены как положительные, так и негативные качества жизни человека. Автор считает, что основной грех – праздность, ведь она отравляет человеческую духовность. Все это может привести к таким последствиям как:

  • любовь к власти,
  • празднословие,
  • уныние.

Начало молитвы состоит из покаяния в грехах, после которого стоит сделать поклон. Затем стоит попросить о положительных целях:

  • любви,
  • терпении,
  • целомудрии,
  • смирении.

Но самым страшным грехом считают гордыню. Стоит молится об избавлении от осуждений ближнего своего и возможности осознания своих грехов. После того, как Вы произнесли очередное прошение стоит сделать поклон. Читать ее стоит в конце богослужения 2 раза. Вот текст молитвы Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.
(Земной поклон)
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
(Земной поклон)
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков
Аминь.
(Земной поклон)
Боже, очисти мя, грешную (грешного).
12 раз с поясными поклонами

Иной известной есть молитва обидящих Ефрема Сирина. Святой считал, что важно читать молитвы за своих врагов. Если душа верующего человека избавится от гнева, обиды и зла, то он будет готов к приготовлению души к очищению. А это впоследствии оградит его от злого влияния. Для этого рекомендуют читать текст следующей молитвы:

Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне!
Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды!
Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго!
Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагой, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь.

Ее рекомендуют читать трижды в день на протяжении всей жизни.

Источник: http://tolkovanie.info/molitva-efrema-sirina-gospodi-i-vladyko-zhivota-moego/

Самый известный покаянный текст — это молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». В ней нет прошения о благах и дарах. Ее суть — духовный труд человека. Текст указывает на основные направления, в которых нужно двигаться. Содержит обращение к Всевышнему, чтобы он содействовал в удержании от искушений и преодолении их в случае появления.

Молитва ефрема сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания? | Православная жизнь, господи и владыко живота моего молитва текст

Кто такой Ефрем Сирин

Молитва была написана отцом Ефремом Сирином. Преподобный — выходец из Сирии, откуда и его прозвище. Сначала человек вел разгульную, вольную жизнь. Однажды он попал в тюрьму, что изменило его существование навсегда. Обвиняли Ефрема в краже скота, но это была клевета. Животные пострадали от нападения волков. А не усмотрел за ними пастух.

Один раз его навестил таинственный человек. Он подтвердил невиновность Сирина, но указал на то, что восторжествовала справедливость. Ефрем задумался и припомнил свои шалости юности. Однажды он выпустил из загона ради забавы корову бедняка. Ее съели волки, в результате чего жизнь бедолаги осложнилась. Юноша так и не был наказан за свой поступок.

Вскоре нашелся истинный виновник, а Ефрема отпустили, как и обещал таинственный человек. После этого взгляд Сирина на происходящее поменялся в другую сторону. Он отстранился от мирской суеты и обратился к подвижничеству.

Всю оставшуюся жизнь преподобный Ефрем проводил в размышлениях о покаянии Господу. Он всегда благодарил Бога за его милость.

Ефрем причислен к лику святых. Кроме молитвы «Господи и Владыко живота моего», преподобный Сирин является автором других известных текстов. К ним относят такие:

  • от гнева;
  • о ненавидящих и обидящих нас;
  • о прощении врага;
  • от осуждения, уныния и др.

Существует издание, содержащее собранные молитвенные возношения святого к Господу. Его название — «Молитвослов и псалтирь преподобного Ефрема Сирина». Отец считал, что молитва — это главный инструмент, с помощью которого каждый христианин должен возгревать в себе дух благодатный. Составил псалтирь Феофан Затворник.

Молитва ефрема сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания? | Православная жизнь, господи и владыко живота моего молитва текст

С каким текстом обращаются к святому

Молитва Ефрема Сирина несет настрой на покаяние и смирение. Она выражает главные прошения, с которыми каждый верующий должен обращаться к Богу. Основная мысль — людям стоит осознать свою духовную бедность и пытаться справиться со страстями.

Текст молитвы короткий, но содержит все, что нужно христианину. Святой о нем рассуждал так:

Истина написана в кратких словах, не пускайся в длинное исследование.

Сирийской версии священного текста не сохранилось. Источником является греческая молитва, которая в переводе звучит так:

Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию. Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему. Да, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего, ибо благословен Ты в веки вечные. Аминь.

Как правильно читать

Молитву «Господи и Владыко живота моего» произносят, согласно определенным правилам.

  1. Читают в первый раз. После произнесения всякого прошения совершают поклон до земли.
  2. Проговаривают 12 раз «Боже, очисти мя, грешнаго». Кланяются до пояса.
  3. Снова произносят текст Сирина. В конце совершают один земной поклон.

Это полная версия моления. В храме текст звучит из уст священнослужителя, а не диакона или чтица, что говорит о ее важности. Произносят молитву, становясь лицом к царским вратам. Поклоны выполняют все находящиеся в церкви. Дома текст читают вслух, придерживаясь правил.

Молиться с помощью текста святого можно иным способом. Выполняют 3 земных поклона, священный текст не повторяют.

Когда используется прошение

Молитва Ефрема Сирина читается в церкви в разные праздники.

  1. Рождественский пост — в дни, когда происходит вседневное богослужение, не отмеченное в типиконе. В этот период чередуются праздничные и покаянные литургии, что отличает его от других важных дат в церковном календаре. Молитва возглашается, когда в начале утрени поют Аллилуйя.
  2. Великий пост и время, предшествующее ему — начинают текст проговаривать во вторник масленичной недели, в конце вечерни. Звучит также на богослужениях Сырной седмицы в среду и в пятницу. С началом Великого поста возглашается ежедневно. Исключение — суббота и воскресенье. Они не являются постными. Тогда служится полная, а не преждеосвященная литургия. Последний раз к молитве прибегают в среду Страстной Седмицы в конце богослужения.

В вышеуказанные дни священный текст читают также в домашних условиях.

Молитву нужно использовать в пост, потому что тогда человек должен большое внимание уделить анализу своих грехов и нравственных недостатков.

Действия нужно направить на преображение жизни, что возможно осуществить с помощью Господа, поэтому к нему и обращаются с просьбой о прощении.

Молитва ефрема сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания? | Православная жизнь, господи и владыко живота моего молитва текст

Как толкуют священный текст

В молитве святого указаны грехи и добродетели, способствующие покаянию. Применяя для этого священный текст, стоит уяснить, о чем просят в нем.

  1. Живота моего — жизни моей.
  2. Дух праздности — лень, проведение времени бесполезно. Все люди наделены разными талантами. Необходимо выполнять определенные действия для их развития во славу Господу. Тогда они будут полезными и для окружающих. Лень является источником многих других грехов.
  3. Уныние — излишняя суетливость, хлопоты, ненужные действия. Человек не совершает ничего хорошего. Не молится Богу о спасении.
  4. Любоначалие — качество, которое характеризуется любовью к власти. Не имеет значения, в какой области оно проявляется: в семье, в политике, на работе и т. д. Часто открывается вследствие присутствия первых двух пунктов.
  5. Празднословие — плохие и злые слова, которые сопровождают осуждение и хамство.
  6. Целомудрие — человек должен контролировать свои действия и чувства. Необходимо присутствие чистоты мыслей и выражений.
  7. Смиренномудрие — очищение души, сопровождающееся снижением гордости за себя. Человек начинает понимать, что он ничем не лучше окружающих.
  8. Терпение — дает личности способность ждать и не терять надежды. Грех же, наоборот, делает его быстрым на осуждение других.
  9. Дух любви — на ее приобретение направлен духовный труд каждого верующего. Благодаря этому чувству люди приближаются к Господу.

Грех заложен в человеке Богом. Это сделано с такой целью, чтобы была возможность стремиться к добру и стать праведным. Молитва Ефрема Сирина содержит прошение не давать греховных направлений.

Источник: http://duhmaga.ru/molitva/efrema-sirina.html

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 10 ЗР
  • 2 часa промо-показов 20 ЗР
  • 3 часa промо-показов 30 ЗР
  • 4 часa промо-показов 40 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Оценка с духовной точки зрения стихотворения А.С.Пушкина.

Молитва Ефрема Сирина — покаянная молитва, написана святым Ефремом Сирином, читаемая по православному церковному уставу на богослужениях суточного круга в течение Великого Поста до Великой среды Страстной седмицы кроме субботы и воскресенья, а также в келейной молитве дома.

Молитва ефрема сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания? | Православная жизнь, господи и владыко живота моего молитва текст

Преподобный Ефрем Сирин.

Текст молитвы Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Молитва ефрема сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания? | Православная жизнь, господи и владыко живота моего молитва текст

Стихотворение А.С. Пушкина:

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Стихотворение Отцы пустынники и жены непорочны написано А.Пушкиным за полгода до гибели. Это было время духовного зрелости и просветления поэта:

Я возмужал среди печальных бурь,

И дней моих поток, так долго мутный,

Теперь утих дремотою минутной

И отразил небесную лазурь.

Надолго ли. а кажется прошли

Дни мрачных бурь, дни горьких искушений.

В стихотворении Отцы пустынники выразился личный опыт переживания поэтом молитвы преподобного Ефрема Сирина. Она умиляет его и падшего крепит неведомою силой. Чаще всех других молитв она приходит на уста. Признание это весьма значимо, поскольку стихотворение написано 22 июля через четыре месяца после того, как закончился Великий пост. Последний раз в храме в 1836 году она произносилась 25 марта в Великую среду за Литургией Преждеосвященных Даров. Молитва А.Пушкина Владыко дней моих, которая составляет основную часть стихотворения, в целом представляет точную поэтическую обработку великопостной молитвы: Господи и Владыко Живота моего. Однако А.Пушкин внес определенные изменения. У преподобного Ефрема Сирина десять прошений, а в стихотворении их девять. А.Пушкин два различных греха (праздность и уныние) соединил в один: дух праздности унылой. В результате нравственно-аскетический смысл сузился. Св. Ефрем Сирин просит Господа сохранить его от мрачного духа уныния, последствием которого может быть губительное отчаяние. У А.Пушкина слово уныние используется лишь для образования эпитета праздности унылой. Опытно известно, что не всякая праздность сопровождается унынием. Оно приходит потом, как некое мучительное исчадие. Сам поэт с впечатляющей силой выразил это в Элегии:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино – печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

А.Пушкин в своей поэтической молитве, прося Господа избавить его от любоначалия, прибавил: змеи сокрытой сей. Изумляет точность метафоры. Страсть к любоначалию есть внешнее проявление гордости, которая у большинства людей бывает тайной, скрываясь подобно змее. Страсть любоначалия принимает личину заботы и попечения о других. Отсюда желание наставлять, учить, давать советы. Человек даже не замечает, что вместо мира и любви в отношениях между людьми он вносит болезненную напряженность, которая неизбежно кончается враждой.

Поэтическая молитва А.Пушкина существенно уступает великопостной молитве в композиционно-ритмическом отношении. У св. Ефрема Сирина четкая и выразительная последовательность прошений избавить его опасных и гибельных страстей завершается столь же сильной и решительной мольбой: Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. У А.Пушкина решительный тон первых четырех прошений внезапно сменяется пассивным обращением: Да брат мой от меня не примет осужденья. Необходимо отметить еще одну непоследовательность в стихотворении. Одни духовные дарования поэт просит Господа подать ему, а другие (дух смирения, терпения, любви и целомудрия) просит оживить, что предполагает обладание ими в прошлом при отсутствии других, которые он просит ему дать. Однако святые отцы-аскеты учат, что человек не может стяжать только часть добродетелей. Обладание одной из них не возможно без другой: все добродетели между собою связаны, как звенья в духовной цепи, одна от другой зависит: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты (Преп. Макарий Великий. Духовные беседы. Бес.40).

Насколько глубоким и устойчивым было духовное состояние А.Пушкина, запечатленное в стихотворении Отцы пустынники и жены непорочны, можно судить по другим его произведениям этого времени. В издаваемом им журнале Современник он опубликовал в 1836 году (кн.3) рецензию на книгу поэта и драматурга Сильвио Пеллико (1789–1854) Об обязанностях человека. Заметка эта свидетельствует о светлой христианской настроенности поэта: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, – и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее Божественное красноречие… Сильвио Пеллико десять лет провел в разных темницах и, получа свободу, издал свои записки. Изумление было всеобщее: ждали жалоб, напитанных горечью, – прочли умилительные размышления, исполненные ясного спокойствия, любви и доброжелательства» (ПСС, Л., 1978, т.VII, с. 322-23).

Источник: http://cont.ws/post/224941

Ссылка на основную публикацию