Икона божьей матери с младенцем

Что скрывает обратная сторона иконы Владимирской Божьей Матери?

Открытие, удивившее даже специалистов. Третьяковская галерея обнародовала данные последних исследований Владимирской иконы Божией матери. Шедевр мирового значения, уникальная икона, по преданию написанная апостолом Лукой, хранит немало секретов. Напомним, икона двусторонняя: образ Богоматери с младенцем – на лицевой стороне. Это изображение относят к XII веку. На обороте – Престол и орудия Страстей, написанные примерно на два века позже. Но в результате исследований выяснилось, что под изображением страстей Господних скрыт лик неизвестного святого. Рассказывают «Новости культуры».

В Третьяковской галерее просят не называть эту новость сенсацией. Если уж и употреблять сильное слово, говорят здесь, так это чудо. Владимирская икона Божией Матери из своей более, чем 800-летней истории в храме святителя Николая при Третьяковской галерее провела последние 15 лет. Сотрудник отдела древнерусского искусства Валентина Уханова все эти годы является ее хранителем. Она знает каждый сантиметр этой иконы. Но даже для нее стала полной неожиданностью новость о том, что, одна из самых изученных в мире икон с обратной стороны в древности выглядела совсем не так.

«Мы сначала даже не могли в это поверить, – признается Валентина Уханова. – Когда Дмитрий Николаевич сказал, что, получается, что совсем другое изображение было, я говорю, этого быть не может».

Два года назад при строжайшем соблюдении тайны реставратор Владимир Суховерков исследовал Владимирскую икону при помощи метода послойной рентгенографии. Это позволило заглянуть внутрь, но, главное, чего не удавалось раньше – разложить полученные изображения на переднюю и заднюю стороны иконы. Планировалось, что метод позволит обнаружить следы более ранней живописи с изображением престола и страстей Христовых. Эту сторону Владимирской датируют XV веком. Но рентген показал совсем другое. С обратной стороны обнаружились следы от гвоздей, которыми в древности крепился оклад. Расположение следов точно повторяет контуры …человека.

«Вот такая организация гвоздей в такой круг, мы понимаем, что это, скорее всего, был нимб, – поясняет Дмитрий Суховерков. – Вот этот овал читается как лик. Мы видим изображение человека».

Теперь исследователям предстоит ответить на более трудный вопрос – чей лик скрывает Владимирская икона под слоями краски. Впервые прикоснуться к тайне иконы удалось накануне больших исторических перемен, через год после революции реставраторы под руководством Александра Анисимова с благословения патриарха Тихона приступила к открытию иконы.

«Оклад был снят до начала реставрации, – рассказывает Валентина Уханова. – Был составлен акт, и по этому акту довольно драматического содержания, потому что памятник был, выражаясь современным языком, в аварийном состоянии, и комиссия незамедлительно приступила к укреплению».

Именно после реставрации XVIII года икона приобрела современный вид. До этого она была под многочисленными слоями поновлений, самое последнее из которых было сделано перед коронацией Николая Второго в 1894-м году. Анисимову удалось добраться до самого первого – Византийского слоя – начала XII века. Правда, от того времени сохранились только лики Младенца и Божией Матери. И только сегодня техника позволила увидеть и то, что не сохранилось, но было когда-то изображено на иконе.

«Очень похоже на то, что это изображение омофора, это детали одежды святителей, епископов. И на этом основании, что мы увидели вот такие-то детали, мы сделали предположение вполне обоснованное, что это было изображение святителя», – говорит Дмитрий Суховерков.

Версий, кто бы это мог быть, несколько, но основная – одна: Святитель Николай Чудотворец. Ученые говорят, что это всего лишь предположение. Исследования принесли неожиданный результат, который еще предстоит осмыслить. И затевались они не ради любопытства.

«Ради истины. Ради того, чтобы та великая история этого древнего памятника, чтобы мы лучшее ее узнали. Вот когда мы узнаем историю этого древнего памятника более точно, мы понимаем и себя, и мы понимаем историю нашей страны, нашего народа», – говорит главный хранитель музейных предметов Государственной Третьяковской галереи Татьяна Городкова.

Теперь предстоит ответить на целый ряд вопросов. И, возможно, отчасти переписать историю древнерусского искусства. До сих пор непонятно, кем и когда был написан лик святителя? Почему позднее – кстати, когда именно, тоже вопрос, написали совершенно новый сюжет – страстей? И, наконец, кто же все-таки был изображен в древности на самой известной русской иконе, которая не раз спасала Россию?

Изображение явленных и чудотворных святых икон Пресвятой Богородицы, прославленных различными чудесами и чтимыми всеми православными христианами.

Хромолитография А.В. Васильева. Москва.

В Богоявленском соборе в Елохове (Москва) находится икона «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы» (конец XVIII – начало XIX вв.), которая могла быть взята за основу для хромолитографии.

Икона божьей матери с младенцем

Общий вид документа.

Икона божьей матери с младенцем

1. Елецкая:

Согласно легенде, Тамерлан, перед походом на Москву в 1395 г., отдыхал в своем шатре под Ельцом. Там ему явилась грозная Пресвятая Дева с сонмом святых. В тот же день (26 августа), жители Москвы встречали икону Владимирской Божьей матери и молились перед ней о спасении. Опасаясь грозного ведения, Тамерлан повернул орду назад и ушел. В память о чудесном событии и была написана икона Богоматери Елецкой, а также установлено месточтимое празднование – 8 сентября (26 августа по старому стилю).

Икона божьей матери с младенцем

2. Египетская:

Икона явилась в 1060 г. и с самого начала считалась чудотворной. На иконе изображается Богоматерь, которая прижимает к себе правой рукой Младенца, в его левой руке находится полуразвернутый свиток. Встречаются изображения без свитка. Существует мнение, что изображения Богородицы без свитка возникли из-за ошибки иконописца, который перепутал данную икону с иконой Богоматери Елецкой, празднование которой происходит в тот же день. Есть и варианты иконы Богоматери Египетской, где также изображается святой Савва Сербский.

Икона божьей матери с младенцем

3. Ватопедская:

Икона Богоматери Ватопедской также именуемая «Отрадой» или «Утешением», находится в Благовещенском храме Ватопедского монастыря на Афоне. Название иконы связано с чудесным событием: в 390 г. рядом со Святой горой из корабля выпал царевич Аркадий, сын Феодосия Великого, но благодаря заступничеству Богородицы, был перенесен на берег целым и невредимым. Наутро его нашли под густым кустом, «ватопед» – «куст отрока». Император Феодосий в благодарность за спасение сына воздвиг новый храм, алтарь которого находился как раз на том месте, где был найден юноша.

Икону Богоматери прославило событие, случившееся в 807 г. Разбойники, собираясь разграбить монастырь, укрылись в береговых камнях и ждали открытия монастырских ворот. В это время монахи уже разошлись по своим кельям, в храме остался лишь настоятель, молившийся около образа Богородицы. Неожиданно от иконы донесся голос, повелевший ему не открывать ворот, а взойти на стены и разогнать разбойников. После этого раздался голос младенца, запрещающего своей матери помогать монахам, дабы они были наказаны. Пораженный игумен, созвал всю братию к иконе, где они увидели произошедшие в образе изменения: Богоматерь несколько уклонялась от младенца и придерживала его руку, которая пыталась закрыть ей уста. Образ Богородицы был полон любви и сострадания, а младенец был грозен. Исполнив наказ Богоматери, монахи прогнали разбойников и спасли монастырь.

Икона Богоматери Ватопедской особенно почитается среди православных верующих России, известно большое количество ее списков, а также совершенных чудес.

Икона божьей матери с младенцем

4. Утоли мои печали:

Икона была привезена в Москву в 1640 г. при царе Михаиле Федоровиче и помещена в церковь святителя Николая, что на Пупышах. Документально были засвидетельствованы многочисленные ее чудеса, особенно во время чумы в 1771 г., но при пожаре в том же году все бумаги были уничтожены. В 1930-х гг. образ перенесли в храм святителя Николая в Кузнецкой слободе, где он хранится и по сей день.

Отличительной особенностью данной иконы можно считать то, что Младенец держит в руках развернутый свитой, а Богоматерь одной рукой подпирает щеку.

Икона божьей матери с младенцем

5. Елецкая-Черниговская:

В 1060 г. при князе Святославе Ярославиче, близ Чернигова, на ели явилась икона Богоматери Елецкой-Черниговской. Так было записано в синодике черниговского епископа (Зосимы Прокоповича). Икону поставили в церковь, основанную в честь Елецкой иконы Божьей матери. На месте явления иконы преподобный Антоний благословил основать монастыря в XI в., который в 1238 году был разрушен татарами. Однако икона была спасена, так как ее поместили внутрь монастырских стен. В 1470 году обитель была восстановлена, а икона вновь заняла свое место в храме.

Дальнейшая судьба иконы туманна: по одной версии, потомок Черниговских князей увез ее в Москву, когда город перешел польскому королю Стефану Баторию; по другой – она исчезла в XVII в., когда обитель разоряли польские войска Сигизмунда III.

Икона божьей матери с младенцем

6. Взыскание погибших:

С давних времен эта икона почиталась как последнее прибежище, последняя надежда погибающих людей. О происхождении данного образа нет никакой достоверной информации, но известно несколько чудотворных икон под аналогичным названием. Один из наиболее известных списков иконы – Борский, он прославился множеством чудес. Эта икона была написана по обету. Ее заказал крестьянин, благодарный Богородице за свое спасение (в пути он был застигнут пургой и был на пороге смерти).

Богоматерь несколько наклоняет голову влево, поддерживает Младенца, с которым они соприкасаются головами. Руки Богоматери сплетены, а Младенец держится одной рукой за ее шею.

Икона божьей матери с младенцем

7. Иверская:

Икона Иверской Богоматери также известна под именем Вратарницы. Свое имя она получила по имени Иверского монастыря на Афоне. История ее обретения не известна, но первые упоминания встречаются уже в IX в. Эта история связана с периодом иконоборчества. Одна женщина держала дома образ Богородицы, вскоре об этом узнали солдаты. Они пришли в дом с тем, чтобы либо уничтожить икону, либо осквернить ее. Один из воинов пронзил образ копьем. В том месте, из щеки Богородицы, потекла кровь. Узрев ценность иконы и ее чудотворные силы, женщина опустила икону в воду, чтобы спасти ее. Доска стоя двинулась по волнам. Сын той женщины подвязался монахом на Афон и стал жить рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль Богородицы, и где впоследствии был построен Иверский монастырь. Именно к тому месту и приплыла чудесная икона, осененная огненным столпом. Иверскую Богоматерь несколько раз помещали в соборном храме монастыря, но каждый раз она оказывалась над монастырскими воротами, защищая обитель и покровительствуя ей.

В XVII в. о чудесах иконы узнали и на Руси. Будущий патриарх Никон и царь Алексей Михайлович заказали точный список Иверской иконы, который также прославился множеством чудес и исцелений.

Ссылка на основную публикацию