Годы жизни матроны московской

Годы жизни матроны московской
Блаж. Матрона Московская

Матрона Дмитриевна Никонова, Московская (1885 — 1952), блаженная

Память 23 февраля на обретение мощей, 19 апреля в день кончины, в Соборах Московских и Тульских святых

Родилась в конце октября или в начале ноября 1885 года [1] в деревне Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии, была четвертым ребенком в семье. Родители Наталья и Дмитрий сначала хотели оставить слепую дочь в детдоме, но мать передумала после того, как ей приснился необыкновенный сон: белая птица необычайной красоты, но слепая, села на ее груди. Наталья Никонова решила, что сон был вещий.

Уже в восьмилетнем возрасте в Матроне проявились дары духовного рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления. Известны случаи когда девочка открывала близким их мысли, предсказала пожар. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней сходились посетители даже из других уездов и губерний, привозили лежачих больных, которых молитвы девочки поднимали на ноги. Через подношения благодарных, Матрона стала главной кормилицей семьи.

Дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую Лавру, Троице-Сергиеву Лавру, в Санкт-Петербург, другие города и святые места России. Известно предание о встрече Матронушки с праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Кронштадтском Андреевском соборе попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена — восьмой столп России» [2].

В 16 лет у нее отнялись ноги.

После революции 1917 года Матрона и ее подруга Лидия Янкова остались без крова и отправились искать работу и еду в городе.

В Москве

Около 1925 года Матрона перебралась в Москву, возможно, следуя за своими братьями. Жила где придется — у друзей и знакомых, но не у своих братьев (младшие братья Матроны Иван 1883 г.р. и Михаил 1885 г.р. [3]), так как оба были коммунистами.

Жила Матрона до войны на Ульяновской улице у священника Василия, мужа ее послушницы Пелагеи, пока он был на свободе. Затем на Пятницкой улице, в Сокольниках (в летней фанерной постройке), в Вишняковском переулке (в подвале у племянницы), жила также у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, гостила у племянника в Сергиевом Посаде (Загорске), в Царицыно. Из 27 лет московской жизни девять, с 1941 по 1949 год, она жила на Арбате, в Староконюшенном переулке, д. 30, в старинном деревянном особняке, в 48-метровой комнате у своей односельчанки Евдокии Михайловной Ждановой (в девичестве Носкова) и ее дочери Зинаиды [4]. В 1950 году после ареста Зинаиды Владимировны Ждановой Матрона снова лишилась крова. Приют она нашла на подмосковной станции Сходня, на улице Курганной, дом 23, у дальних родственников Прасковьи Сергеевны и Сергея Сергеевича Курочкиных [5].

Нескончаемым потоком шли к ней люди, жаждавшие духовного врачевания, наставления, молитвенной помощи. В ее житии описывается множество случаев исцелений и пророчеств. Матрона предсказала свою смерть за 3 дня, продолжая принимать людей в свои последние дни.

Скончалась 2 мая 1952 года. Отпевание совершил прот. Николай Голубцов в Московском храме Ризоположения, что на Донской улице. Похоронена на Даниловском кладбище в Москве; могила стала местом неофициального паломничества.

Годы жизни матроны московской
Святая праведная блаженная Матрона Московская

Почитание

В 1998 году на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки блаженной Матроны. Комиссию по вскрытию захоронения возглавил архиепископ Истринский Арсений (Епифанов). Теперь останки блаженной, почитаемые верующими как святые мощи, находятся на территории Покровского монастыря.

В 1999 году канонизована как местночтимая московская святая. 6 октября 2004 года была причислена к лику общецерковных святых определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. 16 июля 2013 года Священный Синод установил дополнительный день празднования памяти блаженной — 23 февраля, в память об обретении ее честных мощей [6].

15 февраля 2018 года Священный Синод Румынского Патриархата принял решение о включении блаженной Матроны Московской в месяцеслов Румынской Православной Церкви [7].

Соблазны

О жизни Матроны известно в том числе из книги Зинаиды Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». Синодальная комиссия по канонизации святых отклонила книгу Ждановой в качестве источника для канонизации Матроны, но не рассматривала вопрос о том, соответствует ли действительности написанное в книге. Между тем, в этой книге много неправославных мест, наполненных языческим суеверием, либо искаженным пониманием святости. Некоторые примеры:

  • «Умру, ходите ко мне на могилку, я всегда там буду, не ищите никого другого. Не ищите никого, иначе обманетесь».
  • «Бывают мнимые болезни, их насылают. Боже упаси поднимать на улице что-либо из вещей или денег».
  • «Одну больную привезли, порченая была. Матрона ей рукой по голове водит, другой рукой крестит, а сама читает. Больную вырвало в таз — враг вышел, ящерица с рожками, и кружит по тазу. Мать плеснула в таз кипятку — ящерица сдохла, она ее в туалет спустила. А Матрона потом сказала: „Надо было ее посадить в баночку и закрыть крышечкой — ведьма бы сама и пришла“».

Книга была подвергнута справедливой критике диаконом Андреем Кураевым («Оккультизм в Православии»).

Молитвословия

Бо́гом умудре́нную блаже́нную ста́рицу Матро́ну,/ земли́ Ту́льския процвете́ние и гра́да Москвы́ пресла́вное украше́ние,/ восхва́лим дне́сь, ве́рнии. Сия́ бо, све́та дневна́го не позна́вши,/ све́том Христо́вым просвети́ся/ и да́ром прозре́ния и исцеле́ния обогати́ся./ Пресе́льница же и стра́нница на земли́ бы́вши,/ ны́не в черто́зех Небе́сных Престо́лу Бо́жию предстои́т// и мо́лится о душа́х на́ших.

Ин тропарь, глас 4 [8]

Земли́ Ту́льския прозябе́ние,/ гра́да Москвы́ ангелоподо́бная вои́тельнице,/ блаже́нная ста́рице Матро́но,/ от рожде́ния в слепоте́ теле́сней до конца́ свои́х дне́й пребы́вшая,/ но от Бо́га ще́дро духо́вное зре́ние прия́вшая,/ прозорли́вице и моли́твеннице,/ наипа́че да́р исцеле́ния боле́зней стяжа́вшая./ Помога́й все́м с ве́рою к тебе́ притека́ющим и прося́щим/ в боле́знех душе́вных и теле́сных,// ра́досте на́ша.

К служе́нию Христо́ву от чре́ва ма́терня предъизбра́нная,/ пра́ведная Матро́но,/ стезе́ю скорбе́й и печа́лей ше́ствующи,/ тве́рдую ве́ру и благоче́стие яви́вши, Бо́гу угоди́ла еси́./ Те́мже, почита́юще па́мять твою́, мо́лим тя́:/ помози́ и на́м в любви́ Бо́жии пребыва́ти,// ста́рице блаже́нная.

Годы жизни матроны московской

Имя: Матрона Московская (Matrona Nikonova)

Настоящее имя: Матрона Димитриевна Никонова

День рождения: 22 ноября 1881

Место рождения: с. Сербино Епифанского уезда Тульской губернии

Дата смерти: 2 мая 1952 (70 лет)

Место погребения: узнать Даниловское кладбище

Карьера: Религиозные деятели

Биография Матроны Московской

Детство

Родители, Дмитрий и Наталья, были уже немолодыми людьми. Из-за бедности они опасались, что не смогут прокормить малышку, поэтому подумывали пристроить ее в сиротский приют. Но накануне родов богобоязненная женщина увидела во сне, как красивая слепая птица села ей на правую руку. Сон сочли добрым знамением, и девочку оставили в семье. Она родилась с тяжелым пороком развития глаз, анофтальмией – веки ее были закрыты.

При обряде ее крещения у купели возникло облако благоухающего тумана, и стало понятно, что девочка избрана богом. Священник при этом несказанно удивился и заявил о святости новорожденной. Кроме этого, у нее обнаружили на грудке выпуклость в виде распятия — нерукотворный наперсный крест, символ спасения и искупления. Более того, необычная малютка постилась и не брала по средам и пятницам у матери грудь.

Позже маленькой Матроне сложно было находить общий язык со сверстниками. Они обижали незрячую подружку – дразнили, хлестали крапивой, сталкивали в какую-нибудь яму и смеялись, наблюдая, как она пытается оттуда вылезти, безропотно снося их глумления. Росла она кроткой и терпеливой.

Священник храма, где ее крестили и куда ее приводила с собой на службы мать, жалел бедняжку, утешал и пояснял, что ее призвание намного выше, чем у большинства несмышленых детишек. Из-за испытываемых неприятностей в реальной жизни малышка была погружена во внутренний мир, любила дома держать на руках иконы, ей нравилось также бывать в церкви, где она тихонько стояла за входной дверью и слушала богослужения.

Духовный подвиг

Продемонстрировал необычный дар Матроны также удивительный случай, когда она попросила мать сходить в архив храма за книгой, указав полку и ряд, где та стоит, и сообщив, что на обложке изображен лик Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

Вскоре Матрона предрекла случившийся в селе пожар, по ее молитвословию стали раскаиваться грешники, вставать на ноги лежачие больные. К ней потянулись люди из окрестных деревень с просьбами об исцелении и с вознаграждениями за помощь. И постепенно ребенок, грозивший оказаться лишним ртом в условиях невыносимо тяжелой нужды, стал главным добытчиком в семье.

Когда угоднице божьей исполнилось 14 лет, одна благодетельница взяла ее с собой в поездку по святым местам. Юная паломница посетила Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавру, Северную столицу, где встретилась с самим Иоанном Кронштадтским. После богослужения он якобы увидел ее в толпе, подозвал к себе, назвал своей сменой и благословил.

В 17 лет блаженной было послано новое телесное страдание – утрата способности ходить. Ноги у нее отнялись, когда в храме к ней подошла женщина, ненавидевшая всех верующих и сознательно причинившая ей зло. Праведница знала заранее о произошедшем. Она видела в нем испытание веры, воспринимала смиренно как божью волю и никогда не роптала. После этого поток паломников к ней только увеличился. Причем ее помощь имела исключительно общехристианскую природу и никогда не была связана с какими-либо колдовскими манипуляциями с обращением к силам зла.

Москва

Чудесным образом она избегала арестов – чувствовала приближавшуюся опасность и спешно покидала приютивших ее хозяев. Но однажды, зная о приходе милиционера, она осталась, чтобы предупредить о несчастье в его доме. Как только «блюститель порядка» вошел, она велела ему бежать домой. Он послушал ее и вовремя обнаружил дома обгоревшую от полыхнувшего керогаза супругу. Она осталась жива только благодаря провидице, поэтому на следующий день он отказался арестовывать святую.

Дивная божья угодница продолжала поражать окружающих своими способностями. Она сообщила как-то, что бог показал ей мир – и солнце, и звезды, и все земные красоты. Иногда она описывала убранство зарубежных соборов, где никогда не бывала, называла названия улиц и номера домов, хотя не могла их прочесть.

Каждый день в тяжелые годы конца Гражданской войны, нищеты, «ежовщины» и ВОВ она принимала множество людей – для всех находила доброе слово, утешала, исцеляла, направляла к богу. Ночью же она молилась с краткими перерывами на сон. Нередко ей открывались судьбы людей, ее молитвами возвращались домой пропавшие без вести фронтовики.

Церковь отвергает выдумки о блаженной праведнице, противоречащие православному мировоззрению, включая истории о том, что она якобы советовала закрывать форточки, чтобы в дом не проникали бесы, а также слухи о том, что к ней будто бы приезжал за советом даже Иосиф Сталин.

Годы жизни матроны московскойМатрона Дмитриевна Никонова родилась в старинном селе Себино Епифанского уезда Тульской губернии. День ее тезоименитства (крещения) — 22 ноября (по старому стилю 9 ноября) 1881 года.

Поражен был протоиерей Василий (в миру Василий Иванович Троицкий), до крещения слепорожденной девочки совершивший сотни таких таинств, поражены все присутствовавшие, увидев облачко пара, вырвавшееся из купели, когда новорожденную опустили в нее: необычайно ароматным было его благоухание.

«Видно, девочка будет праведницей», – произнес священник и нарек младенца именем Матрона в честь греческой святой Матроны Константинопольской, день памяти которой совпал с днем крещения будущей святой.
Эти факты, как оказалось, были знаками особой предызбранности Господом именно ЕЕ, слепенькой, даже без разреза для глаз девочки. ОН лишил девочку физического зрения, наделив духовным видением, в 17 лет «обезножил», то есть лишил способности ходить, наделив великой духовной силой.

Лет в 7-9 у Матроны открылись Господом данные дары. И началось СЛУЖЕНИЕ людям. Через Матронушкину молитву, обращенную к Всевышнему, люди получали исцеление, благословение на совершение различных дел, укреплялись духовно…

В 1925 году 44-летняя Матрона Дмитриевна была вынуждена покинуть родное село. Что стало причиной? Ответ один: это безбожная, принесенная революцией жизнь. С попами, как написано в указании 1919 года, подписанном М.И. Калининым и самим В.И.Лениным, необходимо как можно быстрее покончить…, арестовывать их как контрреволюционеров и саботажников, «расстреливать беспощадно и повсеместно».

Младшие братья Матроны Иван 1883 г.р. и Михаил 1885 г.р. были коммунистами. Они запрещали ей принимать людей, приезжавших за помощью даже из других губерний, прогоняли их, терпеливо ожидавших приема, маму (Наталью Никитичну, умершую в 1945 году) упрекали…И у Матроны Дмитриевны не осталось выбора, ведь она не могла жить, не исполняя Богом данной ей миссии, а на родине не могла исполнять ее.

И начался 27-летний период московской жизни. Жизни неуютной, христараднической, часто даже опасной.

Ведь годы 20-е, 30-е и более поздние были годами подозрений, гонений, названных позднее годами репрессий. Но от блаженной старицы Матроны, за которую и при жизни, и после нее молились монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой, куда бы ее ни перемещали, шли и ехали люди, Всевышний отводил карательную руку государства.

Из 27 лет московской жизни девять, с 1941-го по 1949-й, она жила на Арбате, в Староконюшенном переулке у Ждановых. Евдокия Жданова (в девичестве Носкова) родилась и до 28 лет жила в Себино, то есть она землячка Матроны. Ей Матронушка предсказала удачное замужество, рождение дочери. Ею стала Зинаида 1917 г.р., ставшая в 1993 году автором-составителем брошюры «Сказание о блаженной старице Матроне», в 2008-м – книги «Житие и чудеса блаженной старицы Матроны. Рассказы современников».

Зинаида Владимировна пишет: «Шла война, а мы жили как на небе… Свечи, иконы и долгие разговоры…». Зинаида Владимировна знала всех, кто приезжал к Матроне за помощью, в том числе и себинцев. Именно они и стали соавторами в начале «Сказания…», после прославления – «Жития…».

О своей смерти Матрона узнала за три дня. Проживала она на Сходне – последнем месте ЕЕ земной жизни. Находясь на смертном одре, все же помогла всем, кто обратился к ней. Откуда, у кого силы брала? Ответ один: у НЕГО, у ВСЕВЫШНЕГО, избравшего ЕЕ для несения ЕГО миссии на земле.

2 мая 1952 года закончилась земная жизнь Матроны Дмитриевны Никоновой. Почти 46 лет покоилась блаженная старица Матрона на Даниловском кладбище. Могила была ухожена благодаря стараниям Антонины Малаховой, в которой Матрона видела в чем-то свое продолжение. Тропинка к могиле не зарастала. Приезжали, брали песочек, молились, оставляли записочки с просьбами…

В ночь на 8 марта 1998 года были обретены честные останки блаженной старицы. Патриархией начата подготовка к прославлению Матроны, которое состоялось 2 мая 1999 года, в 47-ю годовщину канонизации. Она была причислена к лику праведных для местного церковного почитания в городе Москве и Московской епархии как Матрона Московская.

6 октября 2004 года Архиерейским собором Матрона Московская прославлена в качестве общецерковной святой для всей русской православной церкви как Матрона Себинская Московская.

Скорее всего, старинное село Себино и исчезло бы с лица земли, как произошло с сотнями деревенек и даже сел.

Но только не СЕБИНО, в которое едут и едут люди. С просьбами и благодарностями приезжают из Москвы и Тулы, из Владивостока, Хабаровска, Екатеринбурга, Воронежа, Рязани, Курска, Брянска, Калуги, Севастополя, Киева, Санкт-Петербурга… Почитают Матрону православные в Германии, Франции, Бельгии… Получают успокоение, благодать душевную, становятся сильнее, добрее, умиротвореннее…

«Приходите ко мне как к живой,- говорила она, -говорите свои скорби и немощи, и я каждого услышу и о каждом помолюсь ко Господу…».

Ссылка на основную публикацию