Феофан грек донская икона божией матери

Донскую икону Божьей Матери временно передадут в Донской монастырь из Третьяковки

Третьяковская галерея на два дня расстанется с одним из своих шедевров – Донской иконой Божьей Матери. Именно перед ней молился Иван Грозный накануне похода на Казань, ею благословлял на царствование Бориса Годунова патриарх Иов. Иконе, которая почитается как чудотворная, более шести сотен лет. Раз в год она передается из Третьяковки в Донской монастырь для поклонения верующим. Рассказывают «Новости культуры».

Донская икона Божией Матери – один из самых древних образов в собрании Третьяковской галереи. Искусствоведы датируют его концом XIV века. Это та самая икона, которая, по преданию, была вместе с Дмитрием Донским во время Куликовской битвы. Существует мнение, что ее автором является прославленный иконописец Феофан Грек. Икона двусторонняя – на оборотной стороне, также относящейся к XIV веку, Успение Божией Матери. В Третьяковскую галерею икона попала в 1930-е годы из Исторического музея, куда в свою очередь была передана после изъятия в ходе революции 1917 года из Благовещенского собора Московского Крем ля – домово го храма русских царей. Уже двадцать лет в день празднования иконы Донской Божией матери этот образ торжественно переносится в Донской монастырь.

«Сама успешность этого 20-летнего проекта заключается в установлении очень творческих, очень дружеских, доброжелательных и таких живых отношений между такими участниками, как Министерство культуры, Русская православная церковь, Третьяковская галерея», – говорит заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталья Шередега .

Икону перевозят из музея в храм в специально сконструированной для нее капсуле. Внутри находится прибор, который следит за климатическим режимом. Кроме того, в храме во время пребывания там иконы круглосуточно дежурит сотрудник Третьяковской галереи. За 20 лет, по словам реставраторов, не было ни одного случая повреждения.

«К счастью, происходит так, что, когда мы икону возвращаем назад и осматриваем памятник, получается так, что, в общем, икона находится в стабильном состоянии», – говорит реставратор высшей категории отдела реставрации Государственной Третьяковской галереи Антонина Собаршова.

Третьяковской галерее удалось найти оптимальный вариант сотрудничества с Церковью. При музее действует храм, в котором уже много лет хранятся шедевры древнерусской живописи из собрания Третьяковки. В храме поддерживаются все музейные условия. Именно здесь находится и самая чтимая в России Владимирская икона Божией Матери, перед которой верующие имеют возможность помолиться в любой день. Именно такую форму настоятель храма считает наиболее удачным примером сотрудничества.

«Не все, конечно, музеи имеют храмы, но Русский музей имеет храм рядом, наш Пушкинский музей тоже имеет храм рядом, Эрмитаж вообще имеет два храма, все это есть. На мой взгляд, есть примеры хорошие, когда музей в определенные дни позволяет в зале, допустим, отслужить молебен перед тем или иным образом», – замечает настоятель храма святителя Николая в Толмачах, протоиерей Николай Соколов .

Празднование Донской иконы Божией Матери – престольный праздник Донского монастыря. Поклониться ей верующие смогут с вечера субботы до утра понедельника.

Донская икона Божией Матери

Около 1392, дерево, темпера, 86 х68 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Донская икона Божией Матери была написана Феофаном Греком (?).

Принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому во время сражения его с Мамаем. Она была утверждена на древке, как хоругвь, и во все продолжение войны оставалась при русском войске. В день Куликовской битвы (21 сентября по нов. ст. 1380 г.) икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи. После победы икона была перенесена в Москву и поставлена сначала в Успенском соборе, а потом в Благовещенском. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икона названа Донскою.

В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей вторглись в Россию и подступили к Москве. Для ограждения от врагов в Москве был совершен крестный ход с Донской иконой. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство. В благодарность Пресвятой Богородице за Ее милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где она стояла среди воинов, царь Федор Иоаннович основал Донской монастырь. Сейчас икона находится в Государственной Третьяковской галерее.

В летописях икона впервые упомянута под 1552 г. Находилась в Успенском соборе Коломны, в 60-х гг. XVI в. перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. Раскрыта икона в 1914 и 1919 гг. Г. О. Чириковым. После этого передана в Государственный Исторический музей, позже, в 1930 г. — в ГТГ (инв. № 14244).

Впервые связал Донскую икону с именем Феофана Грека И. Э. Грабарь. На основании этого предположения строятся датировки иконы 1392-м г. — годом росписи собора Коломны, согласно летописям. Атрибуция, происхождение и история иконы вызывают множество споров среди искусствоведов.

© 2003 — 2020 Музеи Мира. О художниках и картинах — все права защищены, перепечатка статей запрещена

Ссылка на основную публикацию