Богослужение в храме николая чудотворца в хамовниках

Храм Николая Чудотворца в Кленниках — духовный центр одного из районов Москвы, берущий историческое начало с 15 века, поныне колокольным звоном созывает православных на богослужения. Эта старинная церковная постройка сразу видна при выходе из метро Москвы на станции «Китай-город».

За несколько столетий архитектура храмового комплекса менялась, но оставалась прежней духовная чистота и чудотворная сила святых образов, которая привлекает паломников всего мира.

История появления храма

Строельная книга 1657 года описывает старинную обитель, как храм Николы Чудотворца, расположенный на Покрове. О церкви Покрова Богородицы в 1698 году записано, что она является приделом этого храмового комплекса и находится в Блинниках, 1701 год сообщает, что это уже Клинники или Кленники.

По описанию Сигизмунда Кржижановского, сделанного в 1625 году, мы находим объяснение таким дивным названиям этой местности. Когда вокруг церквушки, зажатой высокими домами, росли клены, район называли Клённики.

Деревья срубили, но появились в этой местности мастер по изготовлению клинков, и появилось название Клинники, стал район привлекать горожан вкусными блинами, вот вам Блинники. К 15 столетию Москва представляла собой небольшое укрепление Боровицкого холма, вокруг которого лепились села и слободки.

При правлении Великого князя всея Руси Ивана Третьего возникает Кузнецкая слобода с Пушечным двором, возводится Златоустовская обитель, среди великокняжеских садов и усадеб появляются новые святые обители. Покровкой местное население называет улицу, берущую свое начало от Ильинских ворот Покровкой, по названию близлежащей церкви Покрова Богородицы, а близлежащие дома к Кремлю называли Малоросейкой или Маросейкой.

В исторической справке Петра Сытина указывается, что 1468 году по распоряжению Ивана Третьего была построен придел в честь Симеона Дивногорца, в знак благодарности Богу, что сохранил Кремль от пожара, бушевавшего в Белом городе.

В Писцовой книге 1620 года уже есть упоминания о деревянной храмовой постройке в Блинниках, около которого в 1657 году была построена каменная церковь. Записи 1690 года упоминают приделы Казанской Божьей Матери и Святителя Николая в Блинниках.

Интересно! После пожара 1701 года на месте сгоревшей церковной постройки был возведен новый придел Казанской иконы Богородицы, позже появился второй ярус и храм Николая Чудотворца.

После пожара 1748 года древняя святыня вновь возрождается из пепла, в ее комплексе появляется колокольня, трапезная.

В 1910 году церковь Николая Чудотворца в Кленниках находилась под покровом священника Алексия Мечева, в 2000 году причисленного к святым Русской православной церкви. Поклониться святым мощам старца можно в течение дня, они хранятся в нижнем храме.

В начале 20 столетия начала работу приходская школа, в древней обители постоянно работала группа иконописцев, которыми руководила Мария Соколова.

Частые ремонты и обновления привели к тому, что первоначальный лик церкви был утрачен, восстановить его взялся реставратор Дмитрий Сухов 1927 году, обновив не только наличники, но и нижний придел Алексия человека Божьего.

1931 год — время закрытия духовной святыни большевиками, ее священники были арестованы, среди них и сын Алексия Мечева, Сергий, расстрелянный в 1942 году. Власть устроила в церковном помещении офисы центрального комитета комсомола.

Период возрождения

Своими великолепными иконами, росписями стен и перекрытий храм Николая Чудотворца в Кленниках обязан работе иконописной школы, открытой при церкви.

В середине июля в 1990 года состоялось возвращение храма свт. Николая в Кленниках русскому православию, настоятелем церкви был назначен отец Александр (Куликов).

С 17 декабря 1990 г., после освящения и восстановления внутреннего убранства и крестов на главах русской святыни, богослужения проходят регулярно.

С 2011 года настоятелем храма святителя Николая назначен Николай Важнов.

Современное состояние

Уникальностью обители святого Угодника является его «зажатость» городскими стенами. Не всматриваясь в фасады домов, можно пройти мимо храмовой постройки, не заметив ее. Архитектура домов Маросейки относится к разному времени, отсутствие ограды, вход прямо с улицы — отличительные черты Никольской церкви в Кленниках.

Неоспорима гармония и пропорциональность абриса четверика и здания колокольни в череде городских фасадов.

Интересно! Особую изюминку и благородство придает церкви красный цвет здания с белоснежными обрамлениями окон, дверей, арок.

Несмотря на то, что колокольня возведена на 50 лет позже в стиле классицизма, она органично вписалась в храмовый комплекс, не нарушая нарышкинского стиля архитектуры.

Святыни

Для православных верующих ничего не изменилось от начала 20 века в плане духовной помощи, когда москвичи приезжали со всех районов столицы за помощью и советом к святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому, так и ныне не прекращается поток паломников к святым мощам.

Второй святыней церкви святителя Николая в Кленниках является светлый образ Божьей Матери «Феодоровская».

Молятся православные и у святого лика священномученика Сергия, умершего за православную веру.

Престольные праздники

Храмовый комплекс святителя Николая состоит из четырех приделов.

  • Храм Николая Чудотворца принимает гостей на престольный праздник 22 мая в память о перенесении святых мощей Мирликийского святителя. 19 декабря — память об уходе святого в мир Божий.
  • Престольный праздник придела Всех святых в земле Российской просиявших — 30 июня.
  • Церковь святого Алексия и священномученика Сергия почитает отца и сына — 22 июня — день преставления Алексия; 29 сентября — память о перенесении его святых мощей; 6 января — день преставления св. Сергия.
  • Казанская церковь наполняется цветами 21 июня, как благодарение Богу за явление святого лика в Казани;

Также отмечается дата 4 ноября — дата избавления Москвы от нашествия поляков при покровительстве Богородицы.

Паломникам и туристам

Храм святителя Николая Мирликийского, который является не только духовным центром, но и памятником архитектуры 17-18 веков, расположен по адресу: Москва, Кленники, улица Маросейка.

Храм открыт ежедневно. Расписание богослужений на каждый день следует уточнять на церковном сайте. Богослужения начинаются в 7.45 утром и 17.00 — вечерня.

Каждый вторник проходит служба у святой раки с мощами Алексия Московского, которому читается акафист во время богослужения.

Каждую среду, после вечерней службы, поется канон Богородице у иконы «Феодоровская» во время молебна.

Богослужение в храме николая чудотворца в хамовниках

Неизвестно, кем и когда сделано изображение Богоматери в таком виде, в каком оно имеется на иконе Пресвятой Богородицы «Споручница грешных»; неизвестно также, где в первый раз появилась эта икона. Полагают, что основанием для этого изображения Божией Матери послужили слова из акафиста Пресвятой Богородицы пред иконою «Утоли моя печали»: «Радуйся, руце Твои в получении о нас Богу приносящая!» Известно только, что прославление иконы Божией Матери именуемая Споручница грешных началось впервые в Николо-Одринском монастыре Орловской губернии. Очень долгое время эта икона оставалась безвестной; стояла она между другими ветхими иконами в монастырской часовне и до того потускнела и покрылась пылью, что невозможно было прочитать на ней надписей. В 1844 году пришла в Одрин монастырь купеческая жена Почепина с двухлетним сыном, страдавшим жестокими припадками, не лечимыми медицинскими средствами. Почепина просила отслужить молебен перед иконой «Споручница грешных». Молебен отслужили, и больной сын выздоровел. После этого икона была внесена в монастырь и поставлена в церкви. Вскоре последовали от неё другие чудесные знамения, и с тех пор икона Божией Матери в Николо-Одринском монастыре прославилась чудотворною.

В Москве точный список с этой иконы в 1847 году приобрёл подполковник Д. П. Бонческул. Он стал замечать, что находящаяся у него икона «Сподручница грешных» делается блестящею и как бы стеклянною, а во время молитвы пред нею является какой-то отблеск. После этого стали появляться на ней благоуханные маслянистые капли, и все больные, пользовавшиеся ими, получали исцеление от болезней.

В мае 1848 года Д. П. Бонческул пожертвовал свою икону «Споручница грешных» в приходскую церковь Святителя Николая в Хамовниках, где она была помещена на аналое близ клироса. Вскоре в алтаре этой церкви по ночам были замечены необычные свечения в виде появлявшихся и исчезавших звезд, что видели многие люди через окно в алтаре. Диакон, стоявший при иконе, отирал влагу ветошью и раздавал народу, толпы которого днём и ночью стекались в Храм. Более всего прославилась икона «Споручница грешных» исцелением от холеры, свирепствовавшей в 1848 году, от припадков и других болезней.

Прихожане этой церкви испросили позволения один из приделов переименовать в честь Божией Матери «Споручница грешных», который и был освящен в 1872 году преосвященным Леонидом, епископом Дмитровским.

Списки с чудотворной иконы «Споручница грешных» в скором времени распространились по всей России. Особенно их много в Забайкалье, где христиане и даже язычники получают исцеление от недугов через помазание пред иконою «Споручница грешных».

Ежегодное празднование иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Храме Святителя Николая в Хамовниках совершается 20(7) марта и 11 июня (29 мая).

Празднование же 11 июня (29 мая) введено в 1898 году в память 50-летия установления святой иконы в Храме Святителя Николая в Хамовниках.

В Николо-Хамовническом Храме по вторникам за вечерним богослужением совершается акафистное пение пред этим чудотворным образом.

При храме работают воскресная школа и православная гимназия.

Среди известных прихожан храма был Лев Толстой, который жил неподалёку и упоминал церковь в своих произведениях.

Богослужение в храме николая чудотворца в хамовникахХрам, построенный в честь великого святого в истории православия, Николая Чудотворца, расположенный в самом центре Москвы в Хамовниках, считается одним из наиболее значимых архитектурных творений. Его красота привлекает туристов со всего мира. Не менее интересна и история храма, культурные достопримечательности ему принадлежащие и процесс строительства.

Хамовная слобода: историческая справка

Ныне являющийся практически самым центром Москвы район Хамовники ещё в начале XVI века принадлежал к загородной территории нашей столицы. До этого времени в Хамовниках не было ни одной постройки, а вся обширная территория была отведена под выпас лошадей.

Коренные преобразования начались ближе к XVII веку. Первое возведённое на территории Хамовной слободы здание было Новодевичьим монастырём.

Благодаря ему, начался прирост населения в данной местности. Важно отметить, что сюда начали стекаться не только священнослужители, но и ремесленники, что способствовало развитию собственной культуры Хамовников.

Главным достоинством слободы были искусно вытканные полотна, такого замечательного качества, что регулярно поставлялись на царский двор. В честь этого ремесла и были названы Хамовники. Как известно, древнерусское название льна звучит как «хам», от него и произошло название слободы, а впоследствии и целого района самого крупно населённого города России.

Как строилась церковь Николы в Хамовниках

Богослужение в храме николая чудотворца в хамовникахПоскольку Хамовная слобода занимала довольно-таки обширную территорию, ей полагалось иметь собственную церковь. Первое упоминание о богомольне восходит к далёкому 1625 году. В то время храм Николая Чудотворца был изготовлен из дерева и не обладал никакими особенностями, которые могли бы привлекать внимание. Немного позже, а именно спустя 32 года, здание перестроили, и на его месте теперь красовалась каменная церковь, исполненная в лучших традициях тех лет.

Своё сохранившееся и поныне название «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен» постройка получила в 1677 году. А в 1629 году около церкви начали возводить ещё одно новое здание. Важно отметить, что к началу XVIII века архитектурный стиль в России претерпел значительные изменения, поэтому храм был подвержен значительной реставрации.

Под влиянием иностранных веяний строгий исконно русский стиль сменяется более ярким, живописным и в какой-то мере вычурным «дивным узорочьем». Его отличительными чертами являются живые краски, изразцы, исполненные в разных цветовых гаммах, обилие декоративных элементов и украшений. Церковь теперь не каменная, а кирпичная, поверх отделанная белым камнем, дополненная красивейшими изразцами красного и зелёного цветов.

Комплекс храма Святителя Николая в настоящее время

Храмовый комплекс выполнен в традициях своего стиля и включает в себя следующие здания:

  • церковь с пятью куполами;
  • трапезную;
  • приделы митрополитов московских Дмитрия и Алексия;
  • шатровую колокольню, находящуюся вблизи западного входа;
  • одну из самых больших и высоких колоколен в Москве — восьмикупольную, которая, к слову, является последней постройкой, исполненной в таком стиле.

Весь комплекс был освящён в 1682 году. Всё остальные незначительные пристройки появлялись по мере необходимости.

Значимые события

Богослужение в храме николая чудотворца в хамовникахДля изучения интересны не только особенности архитектурного стиля, в котором исполнена церковь, но и история её существования и многочисленных возрождений.

Во время Первой Отечественной войны, когда Бонапарт наступал на нашу столицу, по планам русских полководцев вся Москва, в том числе и храм Николая Угодника, были отданы на сожжение и разрушение врагами.

Как можно понять, увечья, нанесённые этому несравненному архитектурному строению, были очень велики, а внутреннее убранство и вовсе практически полностью разрушили. После победы над французами, власти не спешили приступать к реставрации комплекса, и только в 1845 году половина ремонтных работы была завершена, а на стене появилась новая фреска. Полное же восстановление церкви приходится на 1849 год.

На этом, разумеется, многочисленные реставрации храма и его укрепление не закончилось. Работы искусных архитекторов проводились ещё три раза:

  • в 1896;
  • в 1949;
  • в 1972.

Несмотря ни на какие обстоятельства храм не прекращал свою работу. Всегда в него с радостью приходили верующие люди, чтобы стать частью красивейших богослужений.

Ближе к началу XIX века храмовая территория была ограждена металлическим забором, а после установили и кованые ворота, также являющиеся местной достопримечательностью.

В 1922 году произошло особенное событие в жизни всего комплекса: совершилось торжественное возвращение огромнейшего колокола, второго по величине, отлитого знаменитым Ладыгиным. Его вес составляет более, чем 108 пудов. Судьба остальных колоколов из первоначального набора, к сожалению, неизвестна. Часть из них была утеряна во время организованных советской властью гонений на церковь. В этот список входит и трехсотпудовый колокол, который был самым большим во всём комплексе.

Ещё одним печальным фактом является то, что во время гонений были изъяты многие иконы, золотые и серебряные принадлежности, которые не только были особенным украшениями церкви, но и имели большую культурную ценность.

Главная достопримечательность

В честь святыни, которой гордится не только храм, но и вся столица, назван весь левый придел. На древней иконе, убранной в золотую оправу, изображена Богородица с младенцем. «Споручница грешных» известна своей чудодейственной и исцеляющей силой. Она стала пожертвованием храму от одного богатого человека.

Он заметил, что во время произнесения молитвы перед «Споручницей грешных» на образе выделяются маленькие капельки благоухающей жидкости. Помазав себя этим маслом, вылечились многие люди, которые уже было потеряли всякую надежду. После того как икона оказалась во владении храма, на богослужения начали стекаться толпы людей, желающих получить благословение Божье. Всю свою силу образ показал во времена свирепствовавшей в Москве холеры, когда отчаявшиеся врачи мазали пациентов полученным миром, а те начинали крепчать прямо на глазах.

Храм в Хамовниках: расписание богослужений

Собор работает по следующему расписанию:

  • Богослужение начинается в семь часов утра.
  • Через 45 минут все желающие могут исповедоваться.
  • В восемь или немного позже продолжается литургия.
  • В пять часов прихожан ждут на всенощное бдение.

Адрес храма: улица Льва Толстого, дом второй. Если вы добираетесь до святыни в первый раз, то ориентироваться следует по Фрунзенской набережной, а также по парку Культуры.

Богослужение в храме николая чудотворца в хамовниках

Вчера Православная Церковь праздновала память святителя Николая Мирликийского. Вся моя духовная жизнь изначально связана с именем этого величайшего святого. 19 лет назад по милости Божией мне удалось встретиться и побеседовать с великим православным старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). Когда я выходил из его кельи, старец почему-то произнес: «Да благословит тебя святитель Николай!». По приезде в Москву я встретил на службе в Свято-Даниловском монастыре своего друга протоиерея Александра Церковникова, который в ту пору служил в храме святителя Николая в Хамовниках. Он сказал:

«В нашем храме не хватает алтарника и чтеца. Не хочешь попробовать?». Я согласился и уже на следующий день, после беседы с тогдашним настоятелем храма протоиереем Димитрием Акинфиевым был принят в штат. С тех пор храм святителя Николая стал моим родным домом. Здесь 11 июня 1993 года, в день празднования чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных», я был рукоположен в сан диакона Святейшим Патриархом Алексием.

В диаконском чине я прослужил 12 лет и неоднократно убеждался в великой помощи и заступничестве святителя Николая. Однажды летним субботним вечером после всенощной я возвращался домой. Выйдя из метро на станции «1905 года», увидел, как стая молодых хулиганов пристает к девушке. Один из них наезжал на неё велосипедом, остальные толкали и хватали её. На обычную игру это похоже не было, дело приобретало нешуточный оборот, и мне пришлось сделать замечание нетрезвым и агрессивным парням. Они приостановились, девушка успела скрыться в метро, а я пошел своей дорогой по Пресненскому валу домой. Пресненский вал — улица длинная и летними вечерами малолюдная. Пройдя метров сто, я услышал за своей спиной ругань и крики. Человек 10 злобных юнцов настигли меня и окружили. Ситуация была совершенно безвыходная. Я молился Богу, Божией Матери и, конечно, святителю Николаю. И тут произошло настоящее чудо. Непонятно откуда возник огромный красный мерседес, я потом ни разу таких красных мерседесов не встречал. Из «мерса» не спеша вышли два мужика невероятных размеров, в черных пиджаках. Один из них что-то прорычал хулиганам, и они, по слову писателя О.Генри, побежали «обгоняя собственный визг». А второй мне говорит: «Не волнуйтесь, вас никто не тронет, идите спокойно». Недаром в народе говорят, что святитель Николай — самый быстрый помощник, особенно при нападении врагов.

Второй знаменательный чудесный случай связан с ныне покойным тестем, Николаем Николаевичем Корягиным. Он был талантливым художником-декоратором и, конечно, как многие русские артистичные люди, не чуждался некоторых вредных привычек, и однажды попал в больницу по поводу панкреатита. После операции, во время которой у него была удалена большая часть поджелудочной железы, врач сказал: «не тратьте деньги на дорогие лекарства, ему уже ничем не помочь, его дни сочтены, позовите лучше священника». Будучи некрещеным, Николай Николаевич на все мои предложения креститься отвечал: «Да успеется ещё». Но после операции он передал мне, что очень хочет креститься. Крестить нужно было как можно быстрее, т.к. счет шел уже на часы, а больница, где он лежал, находилась довольно далеко от Москвы, в г.Жуковском. В тот день уже все священники разошлись, и казалось, что ничего не получится. Вдруг появился священник нашего храма Николай Карасев, ныне протоиерей, настоятель храма Живоначальной Троицы. Я ему рассказал о ситуации. Отец Николай отложил все свои дела, и мы на его машине отправились в Жуковский. До конца жизни я буду благодарен дорогому отцу Николаю! Батюшка окрестил и причастил моего тестя. Представляете, Николая Николаевича крестил и причастил священник Николай! И чудо не заставило себя ждать. Буквально на следующий день оперирующий хирург сказал: «Ничего не понимаю, этого не может быть, но, кажется, он выберется». После этого Николай Николаевич прожил более десяти лет, никогда не расставался с образом святителя Николая и умер очень достойно через несколько часов после соборования и причащения, примиренный со всеми. Вот что совершает святитель Николай!

В 2005 году я был рукоположен в сан иерея преосвященным епископом Красногорским Саввой в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы. Произошло это событие 19 декабря в день памяти святителя Николая Мирликийского чудотворца. Ещё одно для меня знаменательное совпадение.

Вчера Божественную литургию в нашем храме возглавлял Святейший Патриарх Кирилл. Наш храм никогда не был обделен патриаршим вниманием. В предыдущие годы патриаршее богослужение неизменно совершалось в дни празднования иконы Божией Матери «Споручница грешных». И вот впервые в истории нашего храма патриаршее богослужение совершилось именно в день празднования памяти святителя Николая Мирликийского. В радостном волнении забились сердца всех присутствовавших в храме, когда Святейший Патриарх Кирилл говорил своё слово о святителе Николае, держа в своих первосвятительских руках мощевик с частицей мощей Мирликийского чудотворца. Такие события вселяют в нас надежду на будущее. Мы ощущаем, что святитель Николай продолжает пребывать с православным русским народом, что его заступничество не прекращается. Но и мы должны помочь святителю Николаю спасти нас, ибо, как говорят святые отцы: «Бог нас без нас не спасает», т.е. без нашего соучастия, без нашего соработничества, которое заключается, прежде всего, в благочестивой, молитвенной и жертвенной жизни. Не будет жертвенного благочестия в русском народе — ничего не будет, всё погибнет! Как сказал в своём слове по совершении Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл: «Самым тонким приемником, который воспринимает Божию благодать, является человеческое сердце. Но у кого-то сердце не достаточно настроено, чтобы принимать эту благодатную волну, исходящую от Бога. Только чистые сердцем Бога узрят. А люди, оскверняющие свою жизнь грехами, имеют сердце невосприимчивое к действию Божественной благодати».

На братской трапезе Святейший Патриарх обратил внимание на общую ситуацию в мире и подчеркнул, что план «плавильного котла», который вынашивается антихристианскими силами, не реализуется. Люди не хотят переплавиться в этом котле, не хотят отказаться от своего самобытного традиционного бытия, не желают превращаться в безликих общечеловеков. И Россия, по слову Его Святейшества, никогда не откажется от своего самобытного православного пути, оставаясь при этом открытой всему миру. Слово Его Святейшества, как и всё первосвятительское служение, можно считать образцом творческого традиционализма, без которого у России нет будущего. Можно безо всякого преувеличения сказать, что первосвятительское богослужение в нашем храме 19 декабря 2010 года явилось Торжеством Православия.

Иерей Александр Шумский, специально для «Русской народной линии»

Ссылка на основную публикацию